| 
                            	
                                	| Рубрика: 
                                    
									БИТ. Бизнес & Информационные технологии / 
									Закон есть закон | 
	Facebook Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+ |   ВИКТОР МИНИН, сопредседатель комитета по информационной безопасности Российского союза ИТ-директоров
 Пять шагов к системеПерсональные данные на рынке СМБ
 ФЗ №152 вступил в силу еще 26 января 2007 года и распространяется на всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обработкой персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, за исключением случаев, оговоренных в п. 2 ст. 1 Закона Есть ли персональные данные в среднем и малом бизнесе? Да есть, и особенно у тех компаний, которые ведут бизнес, ориентированный на физических лиц. Напомню, что все существующие информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с его требованиями не позднее 1 января 2011 года. А вновь создаваемые информационные системы сразу должны строиться в соответствии с уже действующими требованиями. Что же делать собственнику бизнеса, работающему на рынке СМБ? Рекомендуется самостоятельно выполнить эту работу, если нет лишних финансов (а их, как правило, в этом секторе всегда не хватает). Второй подход – привлечь внешних консультантов, выбрав консалтинговую компанию. Итак, с чего начать? С главной истины, заложенной в законе. Основой организации работ с персональными данными является внутренняя нормативная документация, определяющая и регламентирующая все виды деятельности по обработке персональных данных в компании независимо от того, ведется ли обработка персональных данных с использованием средств автоматизации или без них. Операторы персональных данных должны задуматься об организации своей деятельности в соответствии с существующим законодательством и провести комплекс определенных мероприятий. Первый шаг Начинать надо отнюдь не с уведомления, упоминаемого в Законе, и не с выбора мер и средств защиты информационной системы, в которой обрабатываются персональные данные. Начинать надо с четкого определения трех позиций, от которых в основном и будет зависеть соблюдение требований ФЗ (кстати, и величина затрат на защиту персональных данных). Это категории обрабатываемых персональных данных, их объем и цели обработки. В результате в организациях должен появиться новый, достаточно объемный пласт взаимосвязанной документации, регулирующей все вопросы обработки персональных данных. Основным должно стать «Положение об обработке персональных данных компании-оператора», т.е. документ, аккумулирующий информацию о персональных данных, обрабатываемых оператором. Практика его создания уже существует: статья 88 КЗОТ РФ определяет, что «передача персональных данных работника должна осуществляться в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись». Впрочем, такой документ полезно иметь всем операторам, а не только тем, кто обрабатывает данные лишь своих сотрудников. Ведь даже для подачи уведомления в уполномоченный орган оператор должен: 
сформулировать правовые основания, цель и способы обработки персональных данных;определить категории обрабатываемых персональных данных и субъектов, чьи данные обрабатываются;составить перечень действий с персональными данными;изложить меры, которые оператор осуществляет в целях обеспечения безопасности;зафиксировать дату начала обработки, срок или условие ее прекращения. Кстати, в связи с тем, что эти критерии изменяемы с течением времени, такой документ в организации должен поддерживаться в актуальном состоянии. Помимо этого, настоятельно рекомендуется включить в Положение информацию об основаниях и порядке уничтожения персональных данных, а в качестве приложения добавить форму согласия субъекта персональных данных на обработку таких данных, разработанную с учетом требований ФЗ №152. Второй шаг Далее нужно закрепить порядок обработки, т.е. описать все бизнес-процессы компании, связанные с обработкой персональных данных, с указанием конкретных должностных лиц, персональных данных и используемых мер и средств защиты. Поскольку нормативная правовая база упоминает два способа – с использованием средств автоматизации и без них, то целесообразно на основании анализа деятельности компании разработать две Инструкции о порядке обработки персональных данных. В компании могут применяться оба документа одновременно. Третий шаг Обязательно необходим блок административно-распорядительных документов компании. Что в него войдет? Для начала издайте приказ о назначении должностного лица, ответственного за организацию работы с персональными данными в комплексе, включая организационно-правовые действия и направление технической защиты информации. Именно этот сотрудник будет нести ответственность за осуществление компанией деятельности в качестве оператора персональных данных. Еще одним приказом настоятельно рекомендуем назначить лиц, ответственных как за автоматизированную обработку персональных данных, так и за обработку без использования средств автоматизации. Они могут быть из разных областей: специалист по информационной безопасности, юрист или лицо, отвечающее за работу с персоналом. В этом же приказе можно определить и те должности, при занятии которых сотрудник непосредственно участвует в обработке персональных данных. Как только эти позиции будут закреплены в приказе по компании, в должностные инструкции каждого специалиста должны быть внесены дополнения, касающиеся работы с персональными данными. Одновременно с этим компании-оператору необходимо заключить соглашения с работниками о неразглашении персональных данных клиентов компании. Четвертый шаг Практика показывает, что только тогда, когда компания смогла сформулировать и принять эти документы, уведомление в Роскомнадзор будет содержать фактическую и осознанную самим оператором информацию о действительном положении дел в компании. Это позволит избежать жалоб и судебных тяжб с субъектами персональных данных, чьи права могут быть нарушены, а также недоразумений при общении с уполномоченными органами и при проведении контрольных мероприятий. При отправке уведомления не забудьте оставить у себя в деле копию с отметкой о его получении уполномоченным органом. Безусловно, перечень вышеназванных документов далеко не полон, но в целом отражает структуру организации работы с персональными данными оператора персональных данных. В некотором смысле это типовое решение. Для каждой организации такая система должна учитывать особенности сферы деятельности, бизнес-процессов и структуру компании. При этом следует помнить, что все типовые документы, которые вы сможете отыскать на бескрайнем информационном пространстве Интернета, не выдерживают критики. Полагаю, что следует начинать с методических пособий, размещенных на существующих легитимных источниках. К примеру, учебно-методическое пособие по курсу повышения квалификации «Обеспечение безопасности персональных данных» издательского дома «Афина» на ресурсах www.shop.inside-zi.ru и www.i-security24.ru. Пятый шаг Когда выполнены все шаги, то, как правило, приходит понимание сложившейся картины не только с персональными данными, но и со всей информационной системой, что позволяет руководителю оптимизировать процессы обработки информации в целом и выстроить после этого процессы защиты информации комплексно, а не только персональных данных. Операторам персональных данных предлагается следующая схема организации защиты персональных данных: при наличии единого управленческого звена в организации необходимо создать техническое направление по формированию обеспечения защиты персональных данных и направление «нетехнической» защиты, обязанности которого, в свою очередь, можно перераспределить по структурным подразделениям согласно целям обработки. Это может быть, например, защита персональных данных в кадровом делопроизводстве, в контрольно-пропускной системе, юридическом структурном подразделении (при учете договоров с субъектами персональных данных). При этом внутренним документом (должностной инструкцией) должна быть установлена персональная ответственность работников этих направлений за надлежащую защиту персональных данных. В тех случаях, когда компания немногочисленна, как правило, вся ответственность возлагается на руководителя компании, но это не означает, что документацию нет смысла делать. *** В русском языке много емких и красочных пословиц: «пока гром не грянет…», «работа – не волк…». Но призываю вспомнить не их, а уместную в данной ситуации народную мудрость: «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Только на «первые шаги» с помощью экспертной организации уйдет в среднем три-четыре месяца. Самостоятельно справиться с задачей можно за полгода. Ответственность при невыполнении требований Закона достаточно серьезна. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает за нарушение требований по защите персональных данных административный штраф на должностных и юридических лиц в среднем от 5000 до 500 000 рублей вплоть до приостановления деятельности компании до 90 суток. 
 
	Facebook Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+ |