Электрические короли::Журнал СА 12.2010
www.samag.ru
Льготная подписка для студентов      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

Jobsora

ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ 2019


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 1826
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1887
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1446
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1066
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 1636
Комментарии: 1
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Электрические короли

Архив номеров / 2010 / Выпуск №12 (97) / Электрические короли

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Владимир Гаков ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ. С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций

Электрические короли

В канун Нового года все мысли, естественно, о елке. А какая ж елка без электрогирлянд! Глядя на мерцающие разноцветные лампочки, самое время вспомнить о семейной династии немецких изобретателей и бизнесменов, которые век с лишним назад в буквальном смысле электрифицировали… Россию

Один из первых телеграфов, первые динамо-машины, трамваи и электропоезда, лифты и посудомоечные агрегаты и еще много чего вплоть до ноутбуков и мобильных телефонов – всем этим мир обязан компании Siemens. А конкретно наша страна – еще и первыми телеграфными линиями, теми самыми лампочками и электростанциями. Только обязана она не немецким Сименсам, а своим – российским!

Офицерский бизнес на «губе»

Через два года, в октябре 2012-го, транснациональный гигант Siemens AG справит очередной юбилей – 165-летие со дня основания. И сегодня, спустя полтора века, в составе наблюдательного совета компании присутствует прямой потомок основателя – 70-летний Петер фон Сименс. Потому что представить себе Siemens без Сименсов трудно, если вообще возможно.

Начало династии «электрических королей» положил знаменитый немецкий ученый, изобретатель и предприниматель Вернер фон Сименс. Во многом благодаря ему Германия превратилась в крупную индустриальную державу. А его братья немало способствовали технической модернизации своей второй родины – России.

Вернер Симен Вильгельм Сименс
Вернер Симен Вильгельм Сименс

Род Сименсов происходит из Ганновера. Несколько поколений этой семьи занимались фермерским хозяйством и добывали руду. Многие искали удачу на полях сражений, благо на тогдашнем «лоскутном одеяле», которое представляла собой раздробленная Германия, постоянно шли войны, и постоянно не хватало солдат. Родившийся в декабре 1816 года Эрнст Вернер Сименс был четверым ребенком небогатого фермера, арендовавшего землю у местного помещика.

Всего же у супругов Сименсов было 14 детей (из которых четверо умерли до наступления совершеннолетия), и прокормить такое количество ртов было делом нелегким. Поэтому по окончании гимназии Вернер получил от отца практичный совет – поступить на службу в прусскую армию, в то время одну из сильнейших в Европе. Почему не в университет – при явной склонности сына к точным наукам? Учеба в университете требовала немалых денег, а в прусской армии всех способных новобранцев за счет казны отправляли в военно-инженерную школу, которая славилась тем, что полученное там образование не уступало университетскому!

До Берлина Сименс, подобно нашему Ломоносову, добрался пешком, экономя выданные ему скудные отцовские гроши. В прусскую королевскую гвардию сына бедного фермера не взяли, но ему повезло – он смог поступить в артиллерийское училище в Мальденбурге, где математику и физику преподавали ученые с мировым именем. А в 1839 году, когда один за другим умерли мать и отец, молодому офицеру пришлось взвалить на свои плечи заботу о несовершеннолетних братьях и сестрах. Спустя два года Вернер Сименс вместе с закончившими гимназию братьями Вильгельмом и Карлом (за их обучение он заплатил из своего офицерского жалованья) основал первое коммерческое предприятие Сименсов – небольшую механическую мастерскую. Главным направлением ее деятельности стала только что разработанная русским ученым (тоже этническим немцем) Борисом Якоби область прикладной электротехники – гальванотехника.

Спустя год, попав за дуэль на гауптвахту, Сименс там даром времени не терял, а изобрел метод гальванического покрытия золотом и серебром. И, выйдя с «губы», сразу же его запатентовал. Столовое золото и серебро имелись тогда в любой зажиточной немецкой семье, так что дела братьев бодро пошли в гору. Правда, фабрику все же пришлось закрыть – армейское начальство Вернера не поощряло его коммерческой деятельности. Но вскоре «младшенький» – 20-летний Вильгельм – сумел за 1,5 тысячи фунтов продать патент в Англию – главный в то время мировой центр инноваций. А в 1844 году и сам переселился туда, открыв в туманном Альбионе филиал семейной фирмы.

Начался триумфальный марш Сименсов на европейские рынки.

Немецкая волна

Пока Вильгельм Сименс осуществлял «вторжение» на Британские острова, старшего брата перевели в столицу. Служа в королевских артиллерийских мастерских, Вернер смог продолжить свою исследовательскую работу. Теперь он всерьез заинтересовался еще одной технической новинкой – телеграфом.

У этого изобретения много отцов, в их числе русские ученые Павел Шиллинг и уже упоминавшийся Борис Якоби. Но в итоге самым эффективным оказался телеграф (и изобретенный для него специальный код из точек и тире) американского «чайника» – художника Сэмюэла Морзе. Тем не менее долгое время одновременно существовали и конкурировали между собой различные телеграфные системы. Одну из них – «стрелочный телеграф» англичан Кука и Уинстоуна – в 1844-м закупило прусское военное министерство. В том же году Вернер Сименс значительно усовершенствовал английский аппарат и получил новый патент. А спустя год вышел в отставку, решив полностью посвятить себя изобретательству.

«Стрелочный телеграф», 1847 год
«Стрелочный телеграф», 1847 год

Идеей Сименса «заболел» и его коллега – инженер и механик Иоганн Георг Гальске. 1 октября 1847 года оба энтузиаста зарегистрировали компанию Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske (Телеграфно-строительная компания Сименса и Гальске). Правда, ни у одного из соучредителей не было стартового капитала, но, к счастью, нашелся сторонний инвестор – двоюродный брат Сименса, служивший советником юстиции (он вложил в дело около 7 тысяч талеров в обмен на 20% будущей прибыли).

Новая компания была не торгово-производственной, а, употребляя модный сегодня термин, исключительно инновационной. Сименс постоянно выдумывал и совершенствовал свой телеграф, а Гальске по его чертежам собирал демонстрационные модели. Такая схема принесла плоды – Сименс получил предложение войти в комиссию прусского генерального штаба, которой предстояло перевести всю армейскую связь в стране на электротелеграф. Не заставил себя ждать и первый «госзаказ» – на создание линии между Берлином и Франкфуртом-на-Майне.

Два этих города были выбраны неслучайно. Незадолго до этого, в 1848 году, в Германии произошла революция, и на первой сессии нового немецкого парламента, разместившегося во Франкфурте, должны были избрать первого кайзера объединенной Германии. На общегерманский трон претендовал прусский король Фридрих Вильгельм IV, собиравшийся следить за ходом парламентских дебатов из своей берлинской резиденции. Отсюда и политическая важность заказа.

Работа предстояла уникальная, не имевшая прецедентов в Европе. Предстояло проложить 500-километровую телеграфную линию, да еще в авральные сроки, в обстановке политической нестабильности (власти боялись забастовок и терактов) и крайней прижимистости прусского правительства. Но Сименс и Гальске справились с заданием в срок. 28 марта 1849 года их телеграф передал сообщение-молнию об избрании кайзера. О лучшей рекламе можно было только мечтать, и фирму тут же завалили новыми заказами на прокладку телеграфных линий в другие города Германии.

Правда, вскоре Сименсу пришлось отказаться от собственной модели стрелочного телеграфа и купить лицензию на производство телеграфного аппарата Морзе, работавшего быстрее и эффективнее. Верный себе немецкий изобретатель только-только принялся за update покупки, как его работу прервала новая напасть. Конкуренты и правительственные чиновники, недолюбливавшие Сименса, разнюхали про какие-то технические огрехи, допущенные при прокладке первой телеграфной линии, – неизбежное следствие всякого аврала. В прессе против Siemens & Halske была развернута целая кампания «черного пиара» – вероятно, одна из первых в истории. В результате госзаказ иссяк, и пришлось переключиться на выпуск медицинских электроиндукторов, железнодорожной сигнализации, турбинных счетчиков воды и т.п.

Наступление немцев в России

Помощь, позволившая восстановить высокую репутацию фирмы, подоспела в 1851 году. И с неожиданной стороны – из далекой России.

Компания получила заказ на поставку 75 аппаратов для телеграфной линии между Москвой и Санкт-Петербургом. Вернер Сименс лично отправился в Россию для переговоров и убедил русское правительство в необходимости постройки других телеграфных линий. А по дороге в Петербург неожиданно устроил и свое личное счастье – в Кенигсберге влюбился в профессорскую дочку, которая спустя год стала его женой. Через семь лет она умерла, оставив мужу четверых детей, и после недолгого вдовства Вернер женился второй раз – и снова на профессорской дочке и своей дальней родственнице Антонии Сименс.

Карл Сименс
Карл Сименс

В России с ее необъятными пространствами и почти напрочь отсутствовавшей инфраструктурой средств связи перед Сименсами открывались поистине грандиозные перспективы. Вернеру в Петербурге нужен был постоянный представитель, и в 1853 году он направил в русскую столицу второго брата – 24-летнего Карла. Для начала тот принял гражданство Финляндии, что давало ему возможность вступить в русское купеческое сословие.

В том же 1853 году началась Крымская война, и русское правительство поручило Сименсам в кратчайшие сроки проложить телеграфную линию из столицы на юг – через всю империю. Правда, в отличие от прусских властей русские не скупились. Более того, компании Siemens & Halske, говоря современным языком, предоставили «эксклюзив» – контракт оговаривал гарантийное обслуживание телеграфа в течение 12 лет, начиная с 1855-го. Хотя к моменту завершения работ телеграф в Севастополе так и не заработал – город пал.

Тем временем новоиспеченный российский купец Карл Федорович Сименс перебрался из финского Выборга в столицу и там женился. И тоже на российской подданной – дочке обрусевшего купца-немца! Так получила рождение еще одна бизнес-династия – на сей раз «русских Сименсов».

В 1855 году Карл Сименс основал в российской столице компанию «Сименс и Гальске», возглавив ее на долгие три с половиной десятилетия. В первые годы работы по собственному обороту, составлявшему 30 тысяч марок, и числу сотрудников русская «дочка» превосходила даже головное предприятие в Германии. А глава компании на редкость быстро адаптировался к непривычным для педантичного немца русскому быту и манере вести дела. Общительный Карл Федорович, обладавший талантом переговорщика, вскоре стал своим в столичной бизнес-элите. Он завел полезные знакомства, поняв, что в местном бизнесе это главное, купил себе роскошное поместье, а также два заводика – стекольный и лесопильный.

За первые два года «Сименс и Гальске» проложила в России девять тысяч километров проводов, со временем превратив российскую телеграфную систему в одну из самых совершенных не только в Европе – в мире. При этом Карл Сименс апробировал на российской почве многие уникальные технологии.

Так, одна из первых линий из столицы в Кронштадт впервые в мире была проложена по морскому дну. Позже этот опыт пригодился Сименсам, когда вместе с компанией Эдисона они прокладывали первый трансатлантический кабель. Воздушная линия Санкт-Петербург – Варшава протяженностью более тысячи километров также впервые была выполнена на телеграфных столбах с помощью двух строительных бригад, которые двигались по трассе навстречу друг другу (питерскую возглавлял лично Карл, а варшавскую – Вернер).

Чуть позже Вернер Сименс через Берлин подключил российскую телеграфную систему к общеевропейской. В определенном смысле – саму Россию к Европе.

Плюс электрификация всей империи

Реклама русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске»
Реклама русских 
электротехнических заводов
«Сименс и Гальске»

Во второй половине позапрошлого века вся зарубежная продукция облагалась в России непомерными пошлинами, и Карл Сименс с чисто немецкой основательностью решил наладить собственное производство необходимых комплектующих. С этой целью он в 1879 году построил на Васильевском острове первый в России кабельный завод «Сименс и Гальске» (Гальске к тому времени покинул компанию, но фамилия осталась), выпускавший, кроме того, графитные стержни для уличных светильников, а позже – телеграфные, телефонные и осветительные провода.

Благодаря Сименсам жители обеих российских столиц в 1880-м любовались первыми дуговыми лампами Яблочкова, сменившими привычные газовые, а спустя два года впервые услышали голоса «телефонных барышень». В Москве инженеры Карла Сименса построили электростанцию на Софийской набережной, которая обеспечила праздничную иллюминацию Кремля во время коронации Александра III. Позже, в последнее десятилетие позапрошлого века, в Москве усилиями Сименсов была построена еще одна электростанция – на Раушской набережной, а перед началом Первой мировой войны в Питере – огромный завод (ныне «Электросила»).

Уже в 1883 году Карл Федорович Сименс получил российское гражданство, а его компания, в которой теперь работали еще два брата – Вальтер и Отто, стала поставщиком императорского двора. Когда спустя 12 лет в Москве проводилась первая политехническая выставка, большая часть представленных на ней электротоваров была снабжена логотипом «Сименс и Гальске».

К началу Первой мировой войны это уже был многопрофильный концерн. Братья Сименс строили электростанции и трамвайные линии, водоочистные сооружения, выпускали оборудование для Транссибирской магистрали, добывали медную руду и нефть в Азербайджане и впервые в России применили асфальт для покрытия улиц в Тифлисе. Карл Сименс даже изобрел спиртометр для российского налогового ведомства – в наших северных широтах дело, согласитесь, архиважное!

Правда, такая бурная экспансия на российском рынке влекла за собой и неизбежные потери – оба брата Карла Сименса погибли на медных промыслах (один разбился, упав с коня, а другой умер от холеры).

К 1913 году основной капитал фирмы «Сименс и Гальске» равнялся 5,6 миллиона рублей, а в правление входили видные банкиры и предприниматели (в том числе барон Николай Врангель, отец будущего главнокомандующего Добровольческой армии).

В том же году в Германии было осуществлено слияние головной фирмы Siemens с конкурентом – компанией Schuckert, в результате чего возник концерн Siemens & Schuckertwerke, а российская «дочка» стала называться Русским обществом «Сименс-Шукерт». Основной капитал его был определен в 15 миллионов рублей, а правление возглавил знаменитый российский финансист – банкир Алексей Путилов. Карл Сименс также состоял в правлении – рядовым членом.

Ток технической мысли

Пока Карл Сименс планомерно электрифицировал Россию, его старший брат столь же планомерно развивал наступление на родине и по всему миру. В 1867 году он подарил миру новый генератор постоянного тока – динамо-машину. С ее помощью компания к концу столетия наладила выпуск первых электропоездов, городских трамваев и троллейбусов, лифтов, фуникулеров. Кроме того, Siemens & Halske продолжала строительство телеграфных и телефонных линий и электростанций, а также разработала первый в мире проект электрифицированной железной дороги.

Динамомашина Первый поезд Первый трамвай
Динамомашина Первый поезд Первый трамвай

В это время началось активное сотрудничество двух технических и предпринимательских гениев – Сименса и Эдисона. Впервые они познакомились в 1881 году на электротехнической выставке в Париже, после чего Сименс занялся внедрением на европейский рынок новаторских изобретений своего заокеанского коллеги, которые многими в Старом Свете воспринимались как чистое шарлатанство.

Можно было бы сказать, что от американцев Вернер Сименс «набрался» и столь же революционных идей «социального партнерства работодателя и рабочего», если бы он ни внедрил эти идеи на своих предприятиях уже к концу позапрошлого века (в то время как за океаном они были реализованы лишь в первые десятилетия века будущего). На заводах Siemens & Halske были созданы первые фонды поддержки рабочих, пенсионная касса, ставки для медработников, а рабочий день сокращен с девяти до восьми с половиной часов. Итогом всех этих нововведений стало то, что к первым десятилетиям ХХ века, когда Германия также погрузилась в революционный хаос, предприятия Сименсов оставались редкими островками стабильности в океане смуты.

К моменту смерти Вернера Сименса в 1892 году его компания представляла собой концерн с многомиллионным оборотом и тысячами сотрудников и успела обзавестись дочерними предприятиями в десятках стран. За четыре года до кончины ее основатель был произведен кайзером в потомственные дворяне Германской империи, и отныне все Сименсы имели право носить перед фамилией завидную приставку «фон». Тем самым был отмечен вклад не только Сименса-бизнесмена, но и Сименса – общественного деятеля и благотворителя, много сделавшего для становления национального патентного законодательства и поддержки молодых ученых. Хотя более всего Вернер фон Сименс ценил другие звания – члена Прусской академии наук и почетного директора Берлинского физико-технического института.

После его смерти компанию возглавил Карл Сименс, к тому времени покинувший Россию. В 1897 году с помощью сына Вернера, занявшего пост директора Deutsche Bank, он преобразовал свое дело в акционерное общество с капиталом в 35 миллионов марок и начал строить под Берлином своего рода утопический «город будущего» – Сименсштадт. Там вместе с заводами и офисами разместились удобные современные дома для рабочих, а также вся инфраструктура – школы, поликлиники, магазины, объекты «соцкультбыта» и все прочее.

Компания могла стать и одним из лидеров немецкого автопрома, выпустив в 1905-м первый автомобиль Protos, но развитию этого направления помешала смерть Карла Сименса в следующем году. Руководство компанией перешло к старшим сыновьям Вернера фон Сименса, а с 1919-го – к его младшему сыну Карлу.

На Восточном фронте – перемены

К этому времени дела компании складывались не блестяще, и причиной тому, как нетрудно догадаться, стала Первая мировая война.

Предприятия Siemens & Schuckert в странах Антанты были конфискованы. Даже в России, где «Сименс и Шукерт» была зарегистрирована как российское предприятие и исправно поставляла русской армии новейшую немецкую технику, руководство компании «на всякий случай» обвинили в шпионаже и саботаже. Хорошо хоть не репрессировали…

А после октября 1917 года все предприятия «Сименс и Шукерт» были национализированы. Правда, спустя три года компания возобновила свою деятельность в Советской России – выполняла контракты по плану электрификации страны (ГОЭЛРО), главным разработчиком которого был бывший сотрудник «Сименс-Шукерт» Глеб Кржыжановский, поставляла оборудование для Днепрогэса и московского метро. Но с приходом к власти Гитлера всю эту деятельность свернули.

Все предприятия Сименсов в рейхе были переведены на военные рельсы, а после начала Второй мировой войны ушедших на фронт рабочих заменили заключенные концлагерей. Правда, в отличие от других капитанов немецкой индустрии Сименсы никогда не скрывали своего отрицательного отношения к нацизму, хотя и не бравировали им. Это относится и к Карлу фон Сименсу-младшему, умершему в 1941 году, и к его сыну Герману. В 1945-м последний был арестован союзниками, но сразу же освобожден, так как не нашлось никаких доказательств его сотрудничества с нацистами.

Тем не менее Герману фон Сименсу пришлось начинать чуть ли не с нуля. Как представитель побежденной страны он автоматически лишался всех выплат по патентам, которыми пользовался весь мир. Большинство предприятий лежало в руинах, а уцелевшее оборудование победители вывезли на «вторую родину» Сименсов – в СССР.

Приходилось крутиться. За вторую половину прошлого столетия три независимые компании – Siemens & Halske, Siemens-Schuckertwerke и Siemens-Reinigerwerke, в 1966 году объединившиеся в концерн Siemens AG со штаб-квартирой в Мюнхене (ее возглавил правнук основателя Эрнст фон Сименс), – проделали большой путь от печек-буржуек, электрочайников и утюгов до телевизоров, электроплит, компьютеров и мобильных телефонов.

В последние годы компания все активнее осваивает перспективные рынки Юго-Восточной Азии, хотя на «восточном фронте» победы чередуются с поражениями. Так, провалом закончился проект тайваньского производителя бытовой электроники BenQ, выкупившего в 2005 году у Siemens AG весь ее сегмент мобильной связи. Сначала новая компания BenQ Mobile вырвалась на шестую строчку в списке крупнейших производителей сотовой связи, но спустя два года фактически обанкротилась.

Зато другой азиатский гибрид – всем известный «сборный» бренд ноутбуков Fujitsu-Siemens, возникший после создания совместного японско-германского предприятия в 1999 году, – оказался на редкость успешным. Во всяком случае (знатоки не дадут соврать) жесткие диски к ноутбукам этого производителя на протяжении целого десятилетия – срок в сфере ИТ-технологий огромный – считались одними из лучших. (В 2009 году, после того как японцы выкупили долю Siemens, компания стала называться Fujitsu Technology Solutions.) Потому что сочетание солидной немецкой родословной и передовых японских технологий – это двойная гарантия: качества и новизны. Какой же потребитель откажется от подобного коктейля!

Приложение

Партайгеноссе Красин

Любопытно, что после образования российской «дочки» – компании «Сименс-Шукерт» – пост технического директора в ней занял 43-летний инженер Леонид Красин. Тем, кто интересовался отечественной историей, это имя говорит о многом. Братья Сименсы, вероятно, не подозревали о бурном революционном прошлом Красина, и верный соратник Ленина несколько лет беспрепятственно переводил весь свой оклад «топ-менеджера» в партийную кассу РСДРП. Так что, кроме пресловутых «денег немецкого генштаба», средства на подготовку русской революции текли из Германии и «по-белому» – через бухгалтерию «Сименс и Шукерт». Справедливости ради нужно отметить, что среди тогдашней российской бизнес-элиты оба Сименса, Карл и Вернер, слыли ярыми либералами. Что не мешало им получать из царских рук высшие ордена Российской империи, не говоря уж о полученном еще в конце XIX века российском дворянстве.


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru