Рубрика:
Острый угол /
Острый угол
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ОКСАНА РОДИОНОВА, журналист «Учительской газеты», специально для «Системного администратора»
Делайте ваш выбор, господа Особенности национального ИТ-образования
Учебные центры для повышения квалификации ИТ-специалистов за рубежом, накопив немалый опыт деятельности, работают лучше, чем у нас. Однако в России рынок ИТ-образования развивается весьма динамично и сегодня заслужил неплохую репутацию
Будет ли слушатель доволен повышением своей квалификации, во многом зависит от того, насколько четко он определится с желаниями, возможностями, расставит приоритеты, выбирая нужную ему базу для учебы. Наверняка, в Европе и Америке существуют свои принципы выбора учебного центра. А у нас они такие…
Авторизованное или авторское обучение?
Многие учебные центры, а также их слушатели, уверены, что лучше выбирать авторизованные курсы. Там все ясно и прозрачно. Ведущие компании – производители софта и аппаратного обеспечения – Sun Microsystems, Cisco, VERITAS, Microsoft, Oracle – разрабатывают свои учебные пособия, методические рекомендации, требования к сертификации. Затем в качестве вендоров передают желающим право преподавать по своим наработкам строго согласованные курсы. Гарантия качества – фирменный учебник, его в крупных компаниях порой делают одновременно чуть ли не сто специалистов. А еще вендоры обычно тщательно контролируют учебные центры, которые проводят обучение по авторизованным курсам.
Почему авторизованное обучение предпочтительнее? Вот мнение директора учебного центра «Сетевая академия ЛАНИТ» Дмитрия Изместьева: «Основная причина – вендор знает все о своих продуктах. Кто лучше знает, чем компания Microsoft, продукты, которая сама их разработала? Еще одно преимущество – таких учебных центров, как мы, у Microsoft тысячи по всему миру». Дмитрий предупреждает: опасайтесь «серого» тренинга, где вам предложат, например, не фирменный учебник, а его ксерокопию, или где преподаватель вам скажет: «Я знаю Windows 2008, сейчас все расскажу», и прочитает собственноручно написанную лекцию.
Как выбрать авторизованный курс? Руководитель отдела обучения Центра обучения и тестирования «Саман» Антон Куракин считает, что «авторизованные курсы разумно сравнивать по таким критериям, как качество обучения, стоимость обучения, количество человек в группе, квалификация преподавателя и т.д. Нашу основную задачу я вижу в поддержании высокого уровня преподавания материала. Авторские курсы индивидуальны, поэтому их сложно сравнивать между собой». И сложнее понять, насколько они качественны.
Авторские курсы, придуманные не вендорами, а отдельными, например, специалистами по той или иной ИТ-тематике, нельзя, конечно, считать абсолютно бесполезными, но есть вероятность столкнуться с мошенничеством. Обязательно проверяйте репутацию преподавателя, который предлагает авторский курс, или учебного центра, который дает свою площадку для проведения тренинга, у опытных коллег, на специализированных форумах и сайтах, наконец, просто придите в такой центр и попросите полистать учебник. Если администрации и преподавателям учебного центра нечего скрывать, они с удовольствием покажут вам, чему и как учат своих слушателей.
Подразделение Microsoft под названием Microsoft Learning, отвечающее за авторизованное обучение технологиям и продуктам компании, предлагает посетителям сайта познакомиться со своей командой преподавателей и стилем обучения почти «живьем» – можно посмотреть видеоролик.
А вот пример, когда 70% учебных программ создано специалистами учебного центра. Именно так работает «Информзащита» – центр обучения информационной безопасности. Он проводит тренинговые курсы по установке и администрированию средств защиты информации таких компаний-производителей, как IBM, Microsoft, Clearswift, Aladdin, «Лаборатория Касперского», «Информзащита», «Крипто-Про»…
«При создании и обновлении учебных программ используются результаты исследовательской и практической деятельности специалистов учебного центра «Информзащита». Исследовательские работы проводятся в пяти собственных лабораториях: сетевой безопасности, расследования инцидентов и противодействия мошенничеству, безопасности электронных коммуникаций, защиты конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам, дистанционного обучения и повышения осведомленности в области информационной безопасности. Например, для создания курса «Безопасность беспроводных сетей» специалистами учебного центра из «Лаборатории сетевой безопасности» были развернуты специальные стенды, на которых моделировались различные ситуации в целях изучения возможных угроз и уязвимостей. Мы изучали также защищенности реальных сетей с беспроводными сегментами», – рассказывает заместитель директора учебного центра «Информзащита» Анна Крылова.
Конечно, в таком центре все подчинено главной теме – и учебные пособия, которые пишут преподаватели, и специальное оборудование учебных помещений. И преподаватели в «Информзащите» в основном опытные специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке средств защиты информации, аналитических обследованиях информационных систем крупнейших государственных и коммерческих структур, расследовании и раскрытии инцидентов.
Для частных лиц или компаний?
Тут же все более или менее просто. Одни учебные центры занимаются корпоративной учебой, другие специализируются на обучении частных лиц. Третьи успевают и то, и другое.
Лучший выбор для компаний, от малых до крупных госкорпораций, которые хотят обучить своих сотрудников, – это надежные корпоративные учебные центры, давно и прочно существующие на рынке дополнительного профессионального образования.
Их репутацию несложно проверить, ведь многие из них имеют постоянных клиентов, о которых сообщается на сайте учебного заведения. Так, если учебный центр «Аскит» пишет, что в числе его заказчиков «десятки предприятий России и ближнего зарубежья, в том числе такие известные, как ОАО «Газпром», ОАО «Мегафон», ОАО «Норильский Никель» и многие другие», то понятно, к кому надо обратиться, чтобы поинтересоваться качеством обучения.
Известная академия «АйТи» уже может и не писать на своем ресурсе названия компаний, чьи сотрудники были ее слушателями. В 1995 году академия прошла авторизацию у Novell, Microsoft, SCO, Oracle и начала разработку собственных курсов в области управления проектами, создала Школу управления проектами. В 2004 году учебная компания получила статус Института повышения квалификации, то есть право выдавать документы об образовании государственного образца. В 2009 году каталог академии «АйТи» пополнился 160 авторизованными и авторскими курсами.
Основные направления, в которых добавились новые программы обучения, – это информационная безопасность, свободное ПО, Microsoft, Cisco, Avaya.
Руководство академии делает такие программные заявления: «Наша задача – не просто оказывать услуги по обучению в сфере ИТ и менеджмента, а решать задачи, которые стоят перед нашими клиентами. Ведь обучение – не самоцель. Важно, чтобы все системы работали безотказно, чтобы каждый профессионально занимался своим делом, чтобы для каждой новой задачи были квалифицированные ресурсы, чтобы бизнес был эффективным и конкурентоспособным».
Корпоративный центр ориентирован на обучение сотрудников фирм, а значит, здесь вам предоставят особые условия, могут предложить скидки, будут поддерживать квалификацию ваших работников и консультировать их в течение заданного периода времени после обучения – от нескольких месяцев до нескольких лет, как договоритесь.
Вот что имеет в виду под особыми условиями учебный центр REDCENTER: «По требованию организации наши менеджеры и преподаватели готовы составить индивидуальную программу и план обучения ее сотрудников, предложить удобный график проведения занятий, предоставить необходимое для освоения материала курса оборудование, провести тренинг на территории и технической базе заказчика. Наличие авторизации от целого ряда ведущих в ИT-отрасли компаний позволяет сочетать различные направления тренинга и разрабатывать уникальные программы подготовки специалистов в зависимости от того, как технологии этих производителей реально используются в информационной системе заказчика. Это делает обучение более полным, направленным на практические нужды клиентов».
Центр многое делает для того, чтобы ИТ-специалист пришел повышать квалификацию именно сюда. Удобные учебные аудитории с кондиционерами и всем необходимым оборудованием – рабочими станциями и серверами, сетями и коммуникациями, кофе в перерывах между занятиями, горячий обед. Если необходимо, преподаватели выезжают на территорию заказчика даже в другие регионы.
Некоторые учебные центры идут дальше. Учебный центр HP, например, предлагает компании, которая задумалась об обучении сотрудников, оценить целесообразность обучения, минимизировать временные и стоимостные затраты. Технология оценки потребностей в обучении называется Training Needs Assessment (TNA).
В основе методики TNA заложен базовый принцип соответствия содержания обучения имеющемуся оборудованию и программному обеспечению. Приоритетной считается оценка того, какое количество обучаемых специалистов связано с ключевыми компетенциями, как эти сотрудники влияют на основные бизнес-цели компании. Правильная оценка потребностей в обучении позволит достичь эффективного расходования средств и времени, ускорения периода окупаемости инвестиций, повышения эффективности использования продуктов и технологий HP», – объясняют специалисты учебного центра. Состоит процедура из трех шагов: подготовка, сбор данных и анализ, рекомендации. Итог – пакет документов, в котором самое – рекомендации по обучению ИТ-персонала с детализацией по ролям и уровням менеджмента.
Что касается универсальных центров, то к ним можно отнести «Микроинформ», пожалуй, старейший учебный центр в сфере ИТ в нашей стране. Он был образован в июне 1988 года, здесь появился один из первых в России (тогда – Советском Союзе) учебных классов, где было выработано соотношение «один IBM PC – один слушатель». За 20 лет, подсчитали в «Микроинформе», здесь прошли обучение 178 тысяч специалистов, в том числе администраторы и системные инженеры вычислительных сетей, конечные пользователи компьютеров. «Микроинформ» работает с компаниями, но и не забывает о частных лицах, которые оплачивают обучение из своих личных сбережений. На сайте учебного центра можно найти немало историй успешной карьеры специалистов, которые прошли здесь обучение – вот еще один неплохой способ понять, понравились ли слушателю услуги центра.
Очно или дистанционно?
Крупные учебные центры обычно предлагают своим слушателям выбор – заниматься в классах, утром, днем, вечером или пройти дистанционное обучение. В последнем случае слушателю из провинции не обязательно тратить деньги на командировку в столицу или другой крупный город. Главное – иметь дома или на работе высокосокоростной выход в Интернет.
Руководитель группы обучения и сертификации Департамента решений Microsoft Леонид Шапиро считает, что вебинар – форма обучения, весьма близкая очной. «Мы получаем то же самое, по сути. Мы услышим тренера, мы сделаем лабораторную работу, потому что в учебном центре есть терминальная ферма, которая дает возможность качественно заниматься и практиковаться удаленному слушателю. Но есть и минус: человек, записавшийся на дистанционные курсы, занят или хочет посмотреть по телевизору чемпионат мира по футболу. Он говорит себе: «Могу и в записи занятие посмотреть, потом, когда-нибудь». Тут нужна дисциплина. Как и тогда, когда человек покупает нужные книжки и учится самостоятельно».
Как и в случае с очным обучением, дистанционные курсы лучше приобретать авторизованные, особенно если вы хотите получить знания по темам, на которых специализируются вендоры.
Компания Cisco, например, создала «Сетевую академию Cisco» на базе центра Race Communications для подготовки сетевых сертифицированных специалистов CCNA (Cisco Certified Network Associate). Академия получила также право готовить сетевых сертифицированных профессионалов CCNP (Cisco Certified Network Professional). И базовое, и расширенное обучение сетевым технологиям по методике Cisco Systems Networking Aсademy можно пройти и в дистанционной форме. Слушатели регистрируются в системе и могут самостоятельно изучать теорию, скачав ее с сайта Cisco Systems, выполнять практические и виртуальные лабораторные работы с помощью программы-эмулятора Packet Tracer, сдают промежуточные тесты, высылают инструктору по электронной почте, ICQ или Skype вопросы, тем же способом получают консультации. Финальные экзамены по семестрам слушатели сдают очно, в учебном классе.
Учебный центр «HP Россия» предлагает воспользоваться системой RAIL – Remotely Assisted Instructional Learning, которая позволяет дистанционно изучать теоретическую часть и интерактивно общаться с помощью виртуальных классов, а также работать в виртуальной лаборатории, получив удаленный доступ к оборудованию. А можно поучаствовать в более привычном вебинаре – онлайн семинаре под руководством преподавателей HP. Вебинары проводятся через интернет в синхронном режиме, так что мало чем отличаются от реального общения. Особенно если у вас есть все необходимое для виртуальной учебы – компьютер с доступом в Интернет, телефон для доступа в телефонную конференцию вебинара, компьютерная гарнитура «наушники + микрофон». И свободные 5 Mб на компьютере для предварительного теста и инсталляции клиента HP Virtual Rooms.
А вот учебная программа по подготовке специалистов по монтажу и настройке бортового оборудования системы ГЛОНАСС/GPS-мониторинга и контроля транспорта «АвтоТрекер» (детище компании «Русские навигационные технологии») предполагает обязательную дистанционную часть обучения. 76 академических часов слушатели изучают теорию на специальном учебном сайте Северо-Западного государственного заочного технического университета (СЗТУ), а преподаватели корректируют продолжительность и регулярность посещений. Учебные материалы сделаны в формате слайд-шоу и видеороликов, они хорошо иллюстрированы и содержат пошаговые описания всех операций. Но если все-таки возникают вопросы, на них всегда ответит преподаватель. Практическая часть проводится на реальных автомобилях и оборудовании под личным руководством ведущего специалиста РНТ – студенты учатся самостоятельно выполнять монтажные работы, проводить диагностику и настройку.
Учит педагог или практик?
Директор учебного центра «Сетевая академия ЛАНИТ» Дмитрий Изместьев считает, что есть два варианта подготовки преподавателей – брать профессионального педагога и делать из него практика либо брать практика, к примеру, матерого сисадмина, и делать из него педагога. Слушатели обычно требуют специалиста. Думают, если человек знает свое дело, то легко сможет о нем рассказать. Это ошибка. Практик обычно либо говорит очень скучно и непонятно, либо начинает травить не относящиеся к делу анекдоты из богатой событиями жизни. «Подготовка практика к новой деятельности преподавателя, – рассказывает Дмитрий, – сложный и длительный процесс, у нас он занимает в среднем полгода». Кандидат в преподаватели изучает специальный внутренний учебник – осваивает приемы обучения взрослых, затем сдает экзамен и готовит собственный курс. Директор ЛАНИТа уверен, что у человека, который решает практические задачи по администрированию системы, обычно нет времени осмыслить свою деятельность. А вот преподаватель учебного центра знает об этой системе гораздо больше, ведь у него на каждом курсе десяток слушателей, каждый подходит к нему со своими проблемами, так каждый раз педагог получает опыт десяти сисадминов.
Что такое хороший преподаватель учебного центра? По мнению того же Дмитрия Изместьева, человек с широким кругозором. Например, у него есть не только сертификат по Microsoft, но и по Линуксу, или хотя бы он знает про Линукс, читал, изучал. Наличие «межпредметных связей», как говорят школьные учителя, делает человека более квалифицированным педагогом.
Еще важна такая вещь, как репутация. Заработать хорошую репутацию в мире ИТ, как и везде, не так просто, а потерять можно в один момент. В центре компьютерного обучения «Специалист», к примеру, гордятся тем, что каждый их преподаватель – признанный эксперт в своей области и талантливый педагог. Их опыт и знания подтверждены престижными международными сертификатами, профессиональными наградами и тысячами восторженных отзывов слушателей. Они успешно сочетают тренерскую работу с оказанием консалтинговых услуг, работой в крупнейших российских и зарубежных компаниях. Благодаря этому учебные программы постоянно дополняются реальными практическими примерами, что делает каждый курс действительно актуальным.
Имена преподавателей хорошо известны в Москве. Например, Михаил Гурьянов, сертифицированный тренер Microsoft, MCITP, обучил в Центре уже более 1000 слушателей. Сергей Петухов Microsoft специалист в области построения крупных мультисервисных сетей связи, с апреля 2008 года – Cisco Certified Internetwork Expert. Илья Рудь – крупный специалист в области информационных технологий, MVP (Microsoft Most Valuable Professional), основатель и постоянный автор технического ресурса itband.ru. Федор Самородов – преподаватель-эксперт по Microsoft SQL Server 2008/2005, входит в число первых 300 специалистов со статусом MCITP Business Intelligence Developer в мире, обладает многолетним опытом работы в качестве руководителя команды разработчиков и главного архитектора .
Выпускники довольны или нет?
Не каждый учебный центр имеет возможность, да и желание отслеживать качество обучения: пригодились ли бывшим слушателям полученные знания, сделали они карьеру в новом статусе сертифицированного специалиста или нет. Но, на мой взгляд, и так же считают опрошенные мною эксперты, долгосрочная связь с учениками – признак качественного центра обучения ИТ-премудростям.
Замечательный пример такой связи демонстрирует учебный центр «ФОРС». Существует единая база данных слушателей учебного центра, которая позволяет проследить их профессиональный и карьерный рост. На сайте www.fors.com действует раздел, где слушатель может посмотреть, какие именно курсы он прослушал в УКЦ «ФОРС». Это может, считают в центре, в дальнейшем сослужить ему хорошую службу при переходе на новую работу с повышением.
В конечном итоге инструктор решает, поддерживать ли ему отношения с учениками. «Если говорить о себе, то я стараюсь отслеживать судьбу учащихся, по возможности оказываю помощь даже в решении рабочих вопросов. С некоторыми выпускниками я иногда перезваниваюсь, встречаюсь в дружеской обстановке. А один мой ученик настолько вдохновился духом преподавательской деятельности, что тоже решил стать сертифицированным инструктором и теперь он преподает в нашем центре», – рассказывает Антон Куракин («Саман»).
Возвращение в тот же самый учебный центр на новые курсы – важный фактор, значит, качество учебы оценили высоко, уверен Леонид Шапиро: «Человек приходит на начальный курс, на базовую компьютерную подготовку, а потом идет дальше, слушает еще 6-8 курсов. Человек растет, и, если он учится постоянно в одном и том же центре, наверное, это не просто так».
Леонид Шапиро преподает в «Специалисте», и у него есть довольно четкое представление о том, какие требования должен предъявлять системный администратор к учебному центру. Во-первых, «если слушатель недоволен, ничего не понял, он может придти к другому преподавателю на этот же курс. Если такая возможность есть, значит, центр о своей репутации заботится». Во-вторых, стоит проверить, насколько хорошие технические возможности у приглянувшегося учебного заведения. Например, для учебы на авторизованных курсах «Майкрософт» требуется хорошее оборудование. Должна быть оперативная инженерная служба, которая в течение пяти минут устраняет неполадки. «У меня всегда на класс есть два резервных диска. Что-то случилось, приходит оператор, тут же один диск вынимает, другой ставит. Это отработанная технология». В-третьих, в учебном центре не должно быть ситуации, когда один курс хуже, потому что дешевле, другой лучше, потому что дороже. «Стандарты должны быть одинаковые».
Кстати, и цены на одни и те же курсы, считает Леонид, в разных центрах должны колебаться вокруг одной и той же цифры. Особенно на авторизованные курсы. Три года назад, напоминает Дмитрий Изместьев, вендоры вмешались в ценообразование, стали рекомендовать учебным центрам, какую плату за обучение назначать. «Если вы пришли, и курс стоит в два раза дешевле, чем в другом месте, это точно «левый» продукт». Например, на сайте Cisco висит строгое предупреждение: «Внимание! Если вам предлагают пройти учебные курсы Cisco по ценам существенно ниже рекомендованных, возможно, компания, которая проводит обучение, не имеет авторизации на проведение данных учебных курсов!»
***
И еще об одном, возможно, самом главном выборе стоит сказать напоследок. Учиться ли вообще в учебном центре, покупать ли курс, слушать ли оплаченного своими кровными преподавателя? Может, лучше сэкономить, приобрести книжку, самостоятельно с ней разобраться? Если у вас железная сила воли и огромная мотивация к обучению, возможно, именно так стоит поступить. Взвесьте свои силы – сможете вы после самообучения сдать экзамены на нужный вам сертификат? А то, что сертификат нужен, говорят все больше системных администраторов и других ИТ-специалистов. Тем более после кризиса. «Сетевая академия ЛАНИТ» провела опрос на своем сайте: «Как вы считаете, работодатели смотрят на сертификаты, принимая сотрудника на работу?» 58% сказали, что смотрят. До кризиса был такой процент. А сегодня уже 66% респондентов уверены, что нужен диплом, подтверждающий твою квалификацию. Понятно, документ – не гарантия, что специалист получился отличный. Однако сегодня все реже работодатели готовы брать «чистый лист» и учить его всему необходимому за свои деньги.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|