Рубрика:
Творчество сисадмина
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
СТАНИСЛАВ ШПАК, более пяти лет занимается сопровождением Active Directory и Windows-серверов. Имеет сертификаты MCSE по Windows Server 2000/2003
Черный ход
Сергей дописал последнюю строчку кода и сладко потянулся. Эта программа далась ему на удивление легко, и даже получилось закончить работу раньше срока. Работать глубокой ночью было не в новинку, поэтому усталости не чувствовалось, а вот легкий голод – очень даже
Пришлось прогуляться на кухню и соорудить пару бутербродов на скорую руку. Вернувшись, Сергей почувствовал легкий запах тухлых яиц в комнате. Он не успел подумать о том, откуда бы в типовой квартире многоэтажного дома взяться сероводороду, потому что заметил какое-то шевеление на старом кресле. Кошка – мелькнула шальная мысль, хотя домашних животных, кроме редких мух летом, в доме не водилось. Свет от настольной лампы скорее мешал, чем освещал дальний угол комнаты, поэтому Сергей щелкнул выключателем верхнего освещения и… от неожиданности выронил бутерброд. На кресле, между старой материнской платой и внешним USB-дисководом, подслеповато щурясь от яркого света, сидел самый настоящий черт. Именно такой, каким себе представлял Сергей среднестатистического черта по картинкам из иллюстраций к сказкам Пушкина, только поменьше раз в пять. Эдакий мелкий чертик. Копытца, рожки, рыжий, хоть и короткий, но местами свалявшийся мех и смешной пятачок. Пятачок забавно двигался, и, скорее всего, поэтому черт не вызывал страха. Да, выражение «допиться до чертиков» Сергею было знакомо; теперь, пожалуй, надо было вводить вариант «докодить до чертиков». Вспомнив рассказы бабушек про нечистую силу, Сергей на всякий случай решил перекрестить незваного гостя, хотя сам в церковь не ходил и считал себя «атеистом на 90 процентов». Об оставшихся 10 процентах он всегда умалчивал, и вот, похоже, для них как раз настал подходящий момент.
|
– Зачем же под фряхой? – черт показал, что ему тоже не чужд жаргон. – Под виндой. Хотя нам импонирует логотип FreeBSD
|
Однако черт от крестного знамения не исчез, а, с любопытством пронаблюдав за процедурой, изрек:
– Не в ту сторону крестишь!
Сергей смутился. Бабушки никогда не рассказывали про то, чтобы черти давали советы, как правильно креститься. А черт тем временем продолжил:
– Ну что ты сразу за крестное знамение-то взялся! Между прочим, я к тебе по делу, которое тебя должно заинтересовать.
Машинально проглотив остатки недожеванного бутерброда, Сергей опустился на краешек кровати с другой стороны от кресла с незваным гостем.
– Изыди, нечистый, я не заключаю сделки с дьяволом, и ты не получишь мою душу! – Сергей сам поморщился от высокопарности слога, но это первое, что пришло на ум.
– Ой-ой-ой, ну почему все люди думают, что в аду так нужны их души? Между прочим, недостатка в грешниках мы не испытываем. А вот недостаток хороших программистов имеется.
– Чего-чего??? – опешил Сергей. – Недостаток программистов? В аду???
Черт аккуратно вытащил из щели между спинкой кресла и сиденьем плату от старого софтмодема и устроился поудобнее.
– Да знаешь ли, ад живет по своим заведенным порядкам, и в нем не принято заниматься мирскими делами. Опять же, чаны с кипящим маслом, вопли грешников и охрана с вилами отнюдь не способствуют творческому процессу программирования даже у тех, кто при жизни мог писать хоть в машинных кодах!
– А разве в аду есть чаны и масло? У Данте, например, ад совсем по-другому описан… – проявил Сергей свои литературные познания.
– А, Данте… Гхм… – черт, казалось, немного смутился. – Извини, недооценил. Так вот. Ни в лимбе, ни во внешних кругах, ни тем более во внутренних адских расщелинах нет подходящих условий для занятий программированием.
– Черт, ты что-то темнишь. – Сергей постепенно начал привыкать к тому, что он разговаривает с чертом. В конце концов, какая разница, уснул он за компом или сошел с ума от перенапряжения. Оба варианта его одинаково забавляли, а значит, почему бы и не поболтать с нечистой силой? – Так какой вариант ада правильный?
– Вообще-то ни тот, ни другой. – Черт почесал себя за мохнатым ухом. – Прости, я не имею права рассказывать тебе об этом, да и не о том речь. Мне нужна твоя профессиональная помощь, и мне не нужна твоя бессмертная душа. И главное – у меня есть что тебе предложить в качестве оплаты за твои услуги.
Тут Сергей не выдержал и расхохотался. Отсмеявшись, он выдавил:
– Черт, вам в аду нужна помощь программиста? Обычного программиста? А под какой осью, позволь спросить, вы там работаете? Неужто под FreeBSD?
– Зачем же под фряхой? – черт показал, что ему тоже не чужд жаргон. – Под виндой. Хотя нам импонирует логотип FreeBSD, но уже ничего не поделать: менять операционку мы не будем.
– Под виндой? Так она у вас поди пиратская или вы приверженцы чистоты лицензирования? – все еще посмеивался Сергей.
– Конечно, лицензионная, – серьезно сказал черт и добавил полушепотом: – у нас был договор с самим Биллом! Думаешь, почему он сейчас самый богатый человек в вашем мире? Только вот он оказался большой мастер недоговаривать, всучил нам винду, SQL-сервер и говорил что-то про простоту SQL-запросов. Поэтому у нас есть сейчас база данных, только работать с ней жутко неудобно, получается даже медленнее, чем раньше по бумажным свиткам. В базу попадают грехи, совершенные душой за время мирской жизни. Когда тело умирает, душа возносится в рай, но по пути ее перехватываем мы, бесы, и предъявляем ей совершенные грехи. Если их набирается достаточное количество, душа отправляется в ад. Последнее время жизнь на Земле стала ну уж очень насыщенной: людей живет все больше, грехов и соблазнов тоже немало, разбирать с каждой душой ее грехи по свиткам стало занимать все больше времени. Все бесы работают практически без выходных уже десятилетия, и мы очень большие надежды возлагали на компьютеры. И поэтому нам нужен ты. Нужно написать программную оболочку для работы с этой базой. Все необходимые данные по ее структуре мы тебе предоставим.
Тут Сергей вспомнил крылатое выражение «чем черт не шутит» и неожиданно подумал, что ведь действительно черт не шутит, а серьезно сидит перед ним и предлагает работу. И в Сергее проснулся профессиональный азарт.
– Черт, а почему именно я? Я вроде бы как не лучший программист страны, да и в Индии вон кодеров как собак нерезаных развелось, почему не обратился к ним?
– Индусы… – черт скривился. – Да они там в ад не верят. У них свой Будда или кто там, я не очень-то знаком. Главное, что никто не воспринимает нас всерьез. Поэтому мы решили поискать в России. Нам нужен был нерелигиозный человек, чтобы не стал тут же молитвы читать, а с другой стороны – не полный атеист, которому хоть лично Сатану приведи показать – все равно не поверит. Кроме того, задача ведь несложная, а крутые программисты, ну, или те, кто себя таковыми считают, излишне амбициозны и с высоким самомнением. Мы уже один раз связались с таким, когда операционку выбирали, теперь ученые.
– Ну, допустим. И что ты там говорил про оплату моих услуг?
– Пять дополнительных лет жизни.
– Как это?
– Сергей. Мы там знаем, сколько кому осталось жить. По нашим правилам, мы не можем уменьшить жизнь человека – точнее, можем, но только в редких случаях, так как если мы вмешиваемся и укорачиваем земную жизнь, то душа после смерти прямиком направляется в рай, несмотря на грехи, ну, за исключением смертных грехов, конечно. К тому же на нас сваливается уйма бюрократической волокиты и разбирательств. А вот удлинить жизнь мы можем, это не регламентируется. Причем без каких бы то ни было последствий для души.
– И сколько я должен прожить? – Сергей подался вперед. – Когда я умру?
– Нет-нет-нет, я не могу тебе этого сказать. Вдруг ты откажешься работать с нами, а уже будешь знать дату своей смерти. Да и вообще – не положено.
– А откуда я знаю, что вы не выбрали меня потому, что я должен умереть через неделю? Ну добавите вы мне пять лет жизни, пусть даже не соврете, но я буду считать, что впереди долгая и счастливая жизнь, продленная чертями, а потом хлоп – свиной грипп, осложнение, морг! Нет, так дело не пойдет!
– Да, в твоих словах есть смысл… – черт задумался. – Тебя устроит, если в случае твоего согласия я скажу с точностью до пары лет, сколько ты должен прожить?
– Устроит. И вот еще что. Продлишь мне жизнь не на пять лет, а на десять.
Черт почесал свой пятачок и подозрительно легко согласился.
– Ну что ж, давай обсудим техническое задание, – не переставая удивляться своему спокойствию, сказал Сергей.
***
Спустя месяц черт явился принимать работу. В принципе, Сергей мог написать программу и быстрее, но по опыту общения с заказчиками знал, что лучше сначала назвать менее сжатые сроки, чтобы можно было потом их сократить, запросив за срочность большую оплату. Но черт сказал, что ад все равно существует вне времени, и согласился на месяц.
За этот месяц Сергей иногда ловил себя на мысли, не сошел ли он с ума, причем последнюю неделю думал об этом особенно часто – ведь за весь срок черт ни разу не дал о себе знать. Поэтому он даже как-то порадовался, когда ночью снова запахло тухлыми яйцами и затем из кресла раздалось деликатное покашливание с прихрюкиванием.
Когда черт принимал работу, Сергей сделал вывод, что тот не очень хорошо разбирается в предметной области, и как следствие, не составило особого труда, пройдясь по всем пунктам техзадания, убедить черта в полном соответствии написанной программы исходным требованиям. Черт прямо из воздуха достал флэшку и протянул Сергею. Тот с трудом удержался от смешка, так как флэшка была нежно-розового цвета, но черт все-таки реакцию заметил и обиженно засопел. «Какая первая под руку попалась, такую и взял», – пояснил он на всякий случай. Затем также из воздуха был извлечен типовой контракт и акт приемки работ. Из него следовало, что за проделанную работу (далее шло описание по техническому заданию) бессмертная душа Сергея получает для своей физической оболочки дополнительные десять лет жизни к отведенным «Книгой Жизней» годам.
Когда через пару недель в комнате вновь обнаружился запах «визитной карточки» черта – сероводорода, Сергей даже не удивился. Он по опыту знал, что редкий заказчик оказывается доволен всем с первого раза.
– Сергей, в твоей программе надо бы кое-что поправить, – начал черт решительно.
– Без проблем, могу внести любые доработки за дополнительные годы жизни, – отрываясь от компьютера, сказал Сергей.
– Но… Ведь это твои недоделки… – мордочка черта, казалось, вытянулась от удивления.
– Возможно, но ты принимал работу и был всем доволен. Мы даже подписали акт приемки. Так что теперь – все доработки за отдельную плату.
– Мне надо посоветоваться с начальством, – промямлил черт и исчез.
Вернулся он спустя час – рыжая шкура была всклокочена, а сам черт расстроен. Однако на условия Сергея он согласился и изложил список того, что надо было поправить. Принимая работу по исправлениям, черт был уже более внимателен, однако придраться было не к чему, и Сергей получил свой «гонорар». Черт растворился в воздухе, на этот раз с вполне дьявольской черной флэшкой в лапах, но Сергей был уверен, что он еще не раз появится в его жизни.
***
…Пожилой, но еще не старый человек сидел на веранде своей виллы, расположенной на острове в отдаленном уголке Тихого океана, и, попивая коньяк, смотрел на закат. Он любил это место и последние несколько лет часто приезжал сюда, хотя в любой из его квартир он с помощью визуализатора мог воссоздать вид, звук и аромат любого уголка земли. Технологии шагнули далеко вперед за последние сотню лет, но он любил реальность. К тому же он знал, что смерть близка. Сергей давно уже не писал программы, лишь изредка выполнял мелкие заказы черта по доработке своего детища. Срок жизни Сергея уже перевалил за 150 лет, а сам он был обладателем небольшого состояния, несравнимого, конечно, с олигархами, но достаточного для безбедной жизни. Увеличивать продолжительность жизни больше 150 лет черт отказался, пояснив, что скоро, возможно, будет назначено проведение конца света, а жизнь после Страшного суда – это нонсенс и вообще уже не в их компетенции. Поэтому за оплату своей работы Сергей стал брать вполне материальные блага. За исключением случая попытки получить вечную молодость, но тогда черт, как всегда, заупрямился, так что сошлись на отсутствии дряхлости.
|
За воротами толпилась группа душ, которые были Сергею абсолютно незнакомы
|
Сергей отхлебнул маленький глоток. Он прожил неплохую жизнь. Может быть, не совсем по библейским заповедям, но стыдно ему не было. Со всеми своими внуками и правнуками он уже попрощался, впрочем, никто не принял всерьез его слова о смерти, как не приняла в свое время всерьез рассказ про черта его жена, которая так и не поняла, откуда у простого программиста вдруг начали появляться такие доходы. Многие годы своей жизни Сергей посвятил вопросу о том, что ждет его после смерти, но так ничего и не узнал, кроме известного по своему опыту факта того, что черти – реальны. И вот эта тайна скоро должна была раскрыться.
Солнце уже практически закатилось, и от свежего ветра с океана не спасал даже коньяк и плед. Но Сергею не хотелось вставать. На него накатила волна слабости, рука с бокалом скользнула вниз, и тот выпал из пальцев, покатившись по плетеному коврику. А Сергей ощутил необыкновенную легкость, а затем, посмотрев на свое тело со стороны, понял, что уже умер.
– Наконец-то, – раздался рядом чей-то недовольный голос, и Сергей, обернувшись, увидел ангела. – Все люди как люди, умирают, когда им положено, а ты прожил больше полутора сотен лет!
Сергей не удивился: раз есть черти, то должны быть и ангелы. Но он ожидал увидеть скорее своего мохнато-копытного знакомого, нежели представителя оппозиционной силы.
– Ангел, ты здесь зачем? – растерянно спросил Сергей.
– Тебя проводить, разумеется. Я твой ангел-хранитель, который был с тобой всю твою жизнь, хоть ты и не знал об этом. Я уж было хотел подавать жалобу на твоего адского работодателя, но он наконец-то перестал продлевать тебе жизнь.
– А куда меня надо проводить?
– В то место, где будет пребывать твоя душа, – сердито буркнул ангел, беря Сергея за руку.
– Не слишком-то ты любезен, – подметил Сергей.
Ангел остановился.
– А с какой стати мне с тобой любезничать? Обычные люди не заключают сделок с чертями и не помогают адским отродьям! Даже если мы прорвемся с твоим списком стопятидесятилетних грехов мимо бесов – а уж будь уверен, они умеют их подмечать, – то в раю тебя все равно не примут, а значит, моя миссия заведомо провальная. Так что пошли, провожу тебя, правила есть правила, но в них не описана необходимость сюсюкаться с подопечным!
И они ушли в серую дымку, которая незаметно заволокла все вокруг. Затем какое-то время молча брели в ней, пока вдали не завиднелись силуэты. Оказалось, что это хвост очереди, начало которой терялось где-то в тумане.
– Тут как всегда. Уже и компьютеры чертям поставили, все равно бюрократию разводят и заставляют в очереди стоять! – Ангел неодобрительно покачал головой. – И так у любого гейта!
Сергей решил не комментировать по поводу компьютеров, впрочем, ангел и так наверняка обо всем знал. Сергей вспомнил, как в одну из первых встреч черт сказал, что ад живет вне времени. Теперь он понял, каково это, на собственной шкуре, то есть не на шкуре, а что там у него вместо нее – энергетическая оболочка, скорее всего. Очередь медленно двигалась, изредка ангелы шептались со своими спутниками, но никогда – друг с другом. Наконец они подошли к одиноко стоящему столу, за которым сидел черт с ноутбуком. В некотором отдалении сзади дымился черный провал, куда только что отправилась душа, стоящая в очереди перед Сергеем, а слева искрился белым светом какой-то портал.
– Имя, фамилия, ИНН, код ДНК, – унылым голосом промямлил черт.
Так как Сергей не помнил ИНН и даже не знал, что еще за код ДНК, то вместо него ответил ангел. Лапки черта забегали по клавишам.
– Тааак…. Угу…. Христианское вероисповедание… Крещен в младенчестве… Тааак… Пара тысяч мелких грехов… За сколько там лет жизни? Сколько?! Чуть меньше двухсот?! Впрочем, не важно, опять, наверное, сбой в системе. В целом особых претензий нет, можете проходить, – безразлично кивнул черт в сторону белого портала. – Следующий!
– Как такое возможно??!! – недоуменно спросил ангел, когда они подошли к порталу. – Ведь я знаю твои грехи, не смертные, конечно, но чтобы так легко попасть в рай?!
Сергей не стал отвечать. Да и не факт, что ангел понял бы все тонкости создания черных ходов в программах. Вместо этого он смело шагнул в яркий портал и оказался у ворот рая, где явно скучал апостол Петр.
– А-а-а, вот и ты! Мне уже рассказал про тебя твой ангел-хранитель. Мы тут тебя давно все ждем, проходи. – Петр широким жестом показал внутрь, где за воротами толпилась группа душ, которые были Сергею абсолютно незнакомы.
– А как же слова моего ангела-хранителя о том, что меня не пустят в рай из-за пособничества чертям? – с сомнением спросил Сергей.
– А, это… Ну, ты пойми его тоже, он больше 150 лет с тобой постоянно, немного был не в курсе событий. Дело в том, что компьютерная система учета грехов у чертей, как ты понимаешь, не идеальна. Начать с того, что в аду все-таки жарко, а сервера этого не любят. А потом еще ты написал программу, благодаря ошибкам и недочетам в которой многие души миновали геенну огненную. Разумеется, со временем ты программу поправил, но сделал в ней черный ход для себя. Только вот ход оказался шире, чем ты предполагал, поэтому он начал срабатывать на некоторых душах почти сразу после его внедрения в код. Конечно, нам теперь тут самим приходится устраивать разбор грехов у душ, чтобы не пускать в рай кого попало, но уж по-свойски мы тут гораздо мягче обходимся с такими заблудшими. Так что тут тебе все благодарны! И еще, – добавил апостол шепотом, наклонившись к уху Сергея, – я тебе тоже хочу сказать спасибо, теперь в раю стало намного веселее, а то эти праведники в большинстве своем такие зануды!
Все смешалось в голове Сергея. Он теперь герой тут? Он сделал слишком явный бэкдор? Ну, может быть, протестировать-то возможности не было, пришлось делать вслепую. И почему-то не давали покоя перегревающиеся сервера в аду…
– Скажите, а в аду что, действительно жарко и там жарят души грешников?
Петр улыбнулся и ответил:
– «По вере вашей да будет вам»[1]…
Сергей не очень-то понял глубину ответа, но у него теперь будет достаточно времени, чтобы об этом поразмыслить.
1. «От Матфея», гл. 9, ст. 29.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|