Не бойся казаться глупым. Правильный подход к ИТ-обучению::Журнал СА 5.2010
www.samag.ru
Льготная подписка для студентов      
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

Jobsora

ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ 2019


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 1826
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1887
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1446
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1066
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 1636
Комментарии: 1
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Не бойся казаться глупым. Правильный подход к ИТ-обучению

Архив номеров / 2010 / Выпуск №5 (90) / Не бойся казаться глупым. Правильный подход к ИТ-обучению

Рубрика: Карьера/Образование /  Образование

Илья Рудь ИЛЬЯ РУДЬ, сертифицированный тренер Microsoft, специализируется на технологии Active Directory, один из основателей ресурса itband.ru

Не бойся казаться глупым
Правильный подход к ИТ-обучению

Есть профессии, которые находятся в фазе активного развития, поэтому многим специалистам можно посочувствовать. Им приходится всю жизнь «бежать», чтобы не отставать. К счастью или нет, но ИТ входят в группу таких профессий

Именно поэтому любой представитель ИТ-pro и тот, кто собирается им стать, обязан учиться и познавать новое 365 дней в году, пытаясь не отставать от армии программистов. Автор данной статьи за последние девять лет прошел путь от системного администратора до преподавателя, при этом непрерывно учился и каждый день продолжает это делать.

Побывав на обеих сторонах баррикад, я сформировал свой подход к обучению, который, как мне кажется, может быть полезен и эффективен.

От А до Я

В одном из подходов к профессиональному развитию главной идеей является утверждение «по Googlе все настраивается отлично, и вообще лучше книги друга нет». Спорить о том, что вы не сможете получить из книг информацию, даваемую на курсах, я не буду. Действительно сможете, я сам имею большую библиотеку как бумажных, так и электронных книг. Но отрицать такое понятие, как КПД, тоже нельзя.

Время от времени я сталкиваюсь с новым, доселе незнакомым творением Microsoft и сажусь за книги. Те книги, которые проведут вас по продукту «от А до Я», отсутствуют в принципе. В задачу обучения это тоже не входит, но плюс курса в том, что свое «от А до Я» вы получите. При этом срок будет минимальный. Если вы опытный студент, то на материал, даваемый на курсе в течение четырех часов, вы самостоятельно потратите на разбор (а это: найти, прочитать, понять, попробовать) приблизительно в пять раз больше (т.е. около 20 часов).

Первый мой вывод такой: если технология изучается с нуля, курс – это оптимально.

Для себя я не признавал курсы довольно долго (не могу усидеть) и начинал смотреть на лектора с профессиональной точки зрения. Мне все не нравились. Через пару лет за короткий промежуток времени побывал у двух тренеров и понял, что учиться с пользой и удовольствием можно, просто нужно соблюдать некоторые правила. Об этом – чуть дальше.

А если вы уже работали с технологией год или более? Стоит ли идти на курс? Сможете ли вы подтянуть и расширить круг знаний? При таком варианте очень важен выбор курса и тренера.

Авторизованные курсы и все остальные

Под понятием «авторизованный курс» скрывается его происхождение, идущее от производителя программного обеспечения. Проще говоря, курс им же (производителем) и разрабатывается.

Как слушатель я очень осторожно отношусь к «самопальным» курсам, и совсем не потому, что читаю авторизованные (качество обучения не зависит от того, есть ли на книжке эмблема вендора). Причина кроется в другом.

Как будущий студент вы можете узнать об авторизованном курсе все. Продолжительность, причем не только курса, но и каждой отдельной темы. Список лабораторных работ и их содержание. И все это абсолютно не зависит от того учебного центра, где вы проходите обучение.

А когда вы заплатите деньги и в случае невезения к вам придет неквалифицированный специалист, который эмблему MCT видел только на сайте Microsoft, и то мельком, и начнет разговоры о погоде… Вернуть «заработанное непосильным трудом» или просто перевестись к другому преподавателю будет гораздо проще. Ибо все ходы курса записаны.

Я не любитель студентов, которые, слушая меня, одновременно «крыжат» оглавление, но понимаю, что за деньги люди должны получить товар. В данном случае – знания, и если товар вам по какой то причине не дают, то высказать учебному центру все претензии вы обязаны. Не нужно терпеть и стесняться, отношения «деньги – товар» нормальны, а поскольку к качеству ваших денег претензий нет, то и у вас их не должно быть к товару.

Исключение: авторские курсы или курсы, созданные теми, кто не первый десяток лет учит людей, имеет авторитет и знает, как подать материал лучше любого вендора. Как правило, авторами же они и читаются. Тут все просто: если этот человек является для вас авторитетом в данной области – можно смело учиться. Хотя встречаются такие курсы не так часто.

Выбор программы

Удовольствие от курса и результат (знания) напрямую зависят от этого выбора. Главная задача учебного центра – продать. Продать то, что нужно именно вам, задача хорошо если вторая или третья. Поэтому тратить время на выбор программы придется именно вам. На что же необходимо обратить внимание?

Сложность заключается в том, что каждая технология представлена (у МС как минимум) двумя-тремя курсами, а иногда и больше. Поэтому велик шанс попасть либо на совсем детский материал, либо, наоборот, пять дней просмотреть в окно, т.к. преподаватель будет говорить на «другом» языке. Чтобы так не случилось, выписываем все курсы по нужному нам продукту.

Возьмем для примера курсы по службе каталогов Active Directory DS (Windows 2008). Сегодня мы имеем два основных курса:

  • М6424 «Основы Windows Server 2008. Служба каталогов Active Directory».
  • M6425 «Конфигурирование службы каталогов Windows Server 2008 Active Directory».

Если посмотреть содержание курсов М6424 (http://www.microsoft.com/learning/en/us/course.aspx?ID=6424A#tab2) и M6425 (http://www.microsoft.com/learning/en/us/course.aspx?ID=6425A&locale=en-us#tab2), то, не будучи тренером, легко сделать вывод: в первом раскрывается общая идеология работы AD DS, получается первый опыт по таким смежным вещам, как AD RMS, AD CS, AD LDS. А второй посвящен непосредственно настройке AD DS – доверительных отношений, сайтов и репликации, управлением клиентами через групповую политику.

Вы читаете описание, видите, что в M6425 перечислены волнующие вас темы, и идете на курс. После чего попадаете в западню собственной спешки. И просто выпадаете из курса, когда разговор идет о сайтах, схеме, и простой вопрос «чем отличается контейнер от организационного подразделения?» вызывает ступор. Избежать этого очень легко: читайте требования к слушателям. По курсу M6425 ясно написано, что вы должны знать и уметь.

Обязательная предварительная подготовка к курсу:

  • Базовое понимание сетевых технологий.
  • Навыки администрирования сетевых операционных систем.
  • Базовые знания оборудования серверов.
  • Базовые навыки создания объектов в Active Directory Знания и навыки в объеме курса М6424 «Основы Active Directory. Служба каталогов Active Directory».
  • Базовые навыки резервного копирования и восстановления данных в Windows Server.

То есть программа курса М6424 и прочее должно быть понятно до прихода на М6425.

Не сильны в английском языке или просто не уверены? Решается эта проблема так: найдите в Интернете вопросы к экзамену по данному курсу и попробуйте ответить. Набрали более 70% правильных вопросов – смело идите на следующий курс. Если нет – то либо слушаете первый курс, либо, если бюджет ограничен, учите программу начального курса сами и только потом – на обучение. Зато какой будет эффект!!!

Прочитав М6424 самостоятельно, будете иметь два десятка непонятных моментов и в процессе обучения на М6425 сможете смело закрыть «черные пятна». Если это будет в теме и вы не перестараетесь, никто из инструкторов не будет против пообщаться на смежные темы.

Еще один вывод: если сдали экзамены по продукту, то в 99% случаев на курсе делать нечего.

Исключения составляют случаи, когда вы идете к тренеру, который специализируется на данном продукте. Об этом случае читаем далее.

Выбор учебного центра и инструктора

Девушки бывают разные: черные, белые, красные. С учебными центрами та же ситуация. Вас как человека, платящего деньги, интересует исключительно потребительский подход.

А именно детали:

  • Наличие питания. Качество его тоже немаловажно. Узнавайте детали, дабы вам в перерыв не вручили 100 рублей и не послали искать ближайшие кафе.
  • Максимальная численность группы. Поверьте мне на слово, больше десяти человек одновременно в компьютерном классе – не очень комфортно. Я допускаю, что вам скажут – максимум восемь, а придете и увидите все десять. Но в любом случае эти вещи нужно оговаривать и переписку с менеджерами хранить до окончания курса.
  • Включена ли в стоимость курса сдача экзамена. Нередко она включена, но вам могут «забыть» об этом сказать. Такое я встречал часто.
  • Не стесняйтесь трепать вопросами о характеристиках компьютеров, на которых делаются лабораторные работы. Если идете на курс по Windows 2008, то минимум, что вы должны получить, – это двухъядерный Intel с 3 Гб памяти на борту. Подчеркиваю: минимум… В противном случае пять дней созерцания слайд-шоу вам обеспечено.

Обязательно читайте договор на обучение, и читайте внимательно, те учебные центры, у которых договор – формальность, не описывающая качество и количество продаваемых услуг, не должны вас интересовать.

Гораздо важней выбор преподавателя. Плохой преподаватель может похоронить идеальные условия для курса, впрочем, как и наоборот. Идеология довольно проста: человек всегда хорошо знает одну-две технологии или продукта, но суровые реалии бизнеса требуют, чтобы читал он минимум пять, а то и гораздо больше. Поэтому ваша задача – найти преподавателя, который специализируется именно на интересующем вас решении.

Для этого открываем поисковую систему и вбиваем Ф.И.О. потенциальных тренеров – как правило, все люди публичные и успели засветиться на разного рода ресурсах. Если у человека есть блог и он увешан статьями и размышлениями на тему Exchange, глупо идти к нему на курс по SharePoint. Нет... Вы прослушаете курс и, скорее всего, останетесь довольны, но лично я хочу заплатить 25 тысяч за пять дней и в пятницу выйти из аудитории и сказать: «Вау».

Поэтому «гуглим» потенциальных преподавателей по полной программе. То, что человек спит с дистрибутивом продукта в обнимку и отличный специалист, еще никак не говорит о нем как о рассказчике. Отрицательные отзывы в кэше поисковиков живут вечно, поэтому ищем впечатления уже отслушавших специалистов.

Следующий вывод: тренер, специализирующийся именно на нужном вам продукте, – 90% от удачного курса.

Как прожить пять дней на курсе

Несмотря на то что мотивация слушателей – задача тренера, вашу заинтересованность никто не отменял. Все очень просто – надо следовать нескольким правилам:

  • Не отвлекайтесь. Забудьте на пять дней о социальных сетях, мессенжерах и прочих бездонных колодцах для времени.
  • Если в процессе обучения вы не понимаете тему, то, не стесняясь, прерываете речь рассказывающего и спрашиваете. Либо ждете, когда он закончит предложение, и опять же задаете вопрос. Молчание приводит к тому, что непонимание комом накапливается к концу первого же дня и потом сводит на нет все обучение. Не бойтесь показаться глупым. Глупые вопросы на курсах – это нормально. Я ежедневно задаю десятки глупых вопросов, чтобы раз в неделю ответить на один умный.
  • Лабораторные работы надо делать «от и до». Наибольший процент информации усваивается именно в момент «работы руками».
  • Делайте заметки. Блокноты и ручки на курсах выдают не зря. Важные моменты нужно фиксировать, даже если кажется, что все предельно ясно. Эта предельная ясность улетучится через три часа, и вы будете судорожно вспоминать команду или порядок действий. Встречаются особо хитрые товарищи, использующие диктофоны, но тут срабатывает ИТ-специфика. Это не курс по продажам, и 30% лекции идет под рисование на доске, плюс еще 30% – под демонстрации на виртуальных машинах. Сами понимаете, без визуальной составляющей от таких лекций толку мало.
  • Не опаздывайте и не пропускайте. С одной стороны, опаздывать просто неприлично, с другой – опоздав на 20-25 минут, вы рискуете на пару часов вылететь из темы. А при числе слушателей 10-15 человек даже при наличии у тренера желания помочь догнать возможности не будет. Еще один аспект: наличие пропусков, опозданий и прочего неуважительного подхода лишает вас всякой возможности предъявить претензии касательно качества обучения.

Итог: чтобы совместить приятное (неделю без работы) с полезным (получением знаний), необходим определенный подход.

***

Все вышеописанное является моим взглядом на правильное обучение и при желании может быть дополнено или расширено. Я считаю, что работа в течение пяти дней на курсе с хорошим тренером и неделя самостоятельной «доводки» – это практически 100% гарантия сдачи экзамена, если такая цель перед слушателем стоит.

Учитесь самостоятельно, получайте знания на курсах, делитесь знаниями сами и постоянно растите как специалист (заработная плата будет расти вместе с вами). И, быть может, через несколько десятков лет престиж ИТ-специалистов не будет такой болезненной темой, а системные администраторы перестанут вздрагивать при слове «пенсия». Удачи!


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru