Образование без Майкрософта ::Журнал СА
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы
1001 и 1 книга  
12.02.2021г.
Просмотров: 9655
Комментарии: 8
Коротко о корпусе. Как выбрать системный блок под конкретные задачи

 Читать далее...

11.02.2021г.
Просмотров: 10023
Комментарии: 12
Василий Севостьянов: «Как безболезненно перейти с одного продукта на другой»

 Читать далее...

20.12.2019г.
Просмотров: 17150
Комментарии: 1
Dr.Web: всё под контролем

 Читать далее...

04.12.2019г.
Просмотров: 15997
Комментарии: 13
Особенности сертификаций по этичному хакингу

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 16904
Комментарии: 6
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Образование без Майкрософта 

Архив номеров / 2022 / Выпуск №9 (238) / Образование без Майкрософта 

Рубрика: Заочный круглый стол

 

 

Образование без Майкрософта 
 

Загрузка лицензионных продуктов Windows уже недоступна в России. Как уход Майкрософт из российских школ и вузов может сказаться на образовательном процессе?

Вопросы для экспертов:

  • Что можно поставить для учащихся и преподавателей взамен продуктов Майкрософт? Какой отечественный софт для образования вы считаете хорошей альтернативой ПО Майкрософт? Почему?
  • Можно ли мигрировать с Windows на российские операционные системы без потери скорости и качества образовательного процесса? Что для этого необходимо?
  • Какие российские программы и ИТ-сервисы необходимы нашим школам и вузам? Что есть? Чего еще не хватает? Какая доработка требуется уже существующим ИТ-продуктам?
  • Какие технологии Open Source для образования необходимо сейчас развивать?
  • Поможет ли решить проблему параллельный импорт?

Представляем участников заочного круглого стола

       
 

Тимур Бадретдинов,
руководитель направления инфраструктурных решений «Сиссофт»




Александр
Галинский
,

директор департамента маркетинга Системный интегратор для крупных компаний - DCLogic



Александра Залманова,
эксперт компании Softline по развитию продаж Российского ПО в ПФО и УФО




 

Вячеслав Логушев,
директор направления ИТ-сервиса и аутсорсинга компании X-Com






Сергей Лукашкин,
эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес-процессов и стандартов обслуживания




Иван Панченко,
заместитель генерального директора Postgres Professional






 



Григорий Сизоненко,
генеральный директор компании ИВК



       

 

 

Вопрос 1. Что можно поставить для учащихся и преподавателей взамен продуктов Майкрософт? Какой отечественный софт для образования вы считаете хорошей альтернативой ПО Майкрософт? Почему? 


Тимур Бадретдинов


– Заменить Microsoft Windows и Office можно с помощью российских операционных систем, например, AstraLinux, РОСА, Alt, РЕДСОФТ, и отечественных пакетов офисных приложений: Р7-Офис и «МойОфис». Практически у всех указанных производителей есть полностью бесплатные продукты для образовательных учреждений или большие скидки для такой категории пользователей.


Александра Залманова


– Процесс разработки и внедрения отечественных продуктов начался в России давно. И сегодня на рынке представлено достаточно решений для замещения самых востребованных продуктов Майкросфт: операционной системы (далее – ОС) Windows, офисной системы Office и почтовой системы Exchange.

Microsoft Windows: в реестре отечественного программного обеспечения на данный момент представлено более 50 вендоров, которые предлагают альтернативные решения. При выборе ОС для образования я рекомендую обратить внимание на продукты пяти вендоров: Базальт СПО (ОС Альт), РЕД СОФТ (РЕД ОС), НТЦ ИТ РОСА (ROSA Linux) и АЛМИ Партнёр (AlterOS), Astra (Astra Linux).

Все эти продукты предоставляются образовательным учреждениям по льготным тарифам.

Базальт СПО (ОС Альт) отличается тем, что разрабатывает специальную ОС для образовательных процессов – Альт Образование. Сегодня это единственный продукт, ориентированный на использование при организации и проведении образовательного процесса в учреждениях общего, среднего и высшего образования. Альт Образование включает в себя интеграцию рабочих мест учащихся и преподавателей, а также решения, которые позволяют централизованно управлять учебным классом.

Microsoft office: оптимальные российские аналоги Мой офис и Р7-офис позволяют заменить редакторы текстов, таблиц, презентаций. При внедрении серверных версий этих продуктов можно построить расширенный функционал совместной работы с документами. Например, использовать серверное хранилище и почтовые сервисы. Также на эти решения действует специальный прайс для школ.

Microsoft exchange: решением для замены почтового сервиса является платформа коммуникаций CommuniGate Pro от компании CommuniGate Systems. Для ВУЗов вендор предоставляет льготы.

Таким образом, на российском рынке представлен оптимальный набор качественных сервисов для замещения Майкрософт.


Григорий Сизоненко


– Благотворно! Во-первых, образовательные организации будут использовать отечественные операционные системы и прикладные программы, не подверженные санкциям. А это означает, что санкционная политика зарубежных вендоров никак не сможет повлиять на непрерывность учебного процесса.

Во-вторых, ребята с детства будут осваивать программы, с которыми им предстоит работать во взрослой профессиональной жизни – ведь сейчас организации и предприятия массово переходят на российский софт.

В-третьих, семьи учеников смогут сэкономить на приобретении зарубежных программных продуктов, поскольку для домашнего использования российские ОС совершенно бесплатны.

Например, операционные системы семейства «Альт» можно скачать с сайта разработчика, установить на неограниченное число домашних компьютеров и использовать сколь угодно долго. Обновления частные пользователи тоже получают бесплатно. Ребята смогут использовать одно и то же ПО дома и в учебном заведении, это очень удобно.

И, наконец, школьники и студенты – это потенциальная молодая смена нынешним разработчикам отечественного ПО. Поскольку код российских ОС открыт, его можно изучать, модернизировать, улучшать. Конечно, разработки ребят не попадут прямиком в продуктивные версии ОС – ведь все новшества проходят строгую экспертную оценку разработчиков. Но открытый код – отличное поле для эксперимента. В детстве и юности всегда хочется «переделать мир». Пусть дерзают, придумывают новое! Российская отрасль ИТ очень заинтересована в притоке молодых энтузиастов.

Отличная альтернатива – операционная система «Альт Образование». Она специально создана для использования в учебных организациях и развивается с учетом их потребностей. Вместе с этой ОС вуз, школа, колледж, домашний пользователь получает большой набор прикладного ПО для разных ступеней образования.

Довольно много прикладных программ создают студенты вузов и колледжей под руководством педагогов. Причем это не только программы для учебы – например, для проведения тестирования, но и ПО с потенциалом коммерческого применения.

Например, на конференции «Свободное программное обеспечение: от обучения до разработки», которую компания «Базальт СПО» ежегодно проводит в Переславле-Залесском, педагог Московского колледжа предпринимательства №11 рассказала о платформе ShariX. Эта совместная разработка студентов и педагогов колледжа предназначена для набирающих популярность шеринговых сервисов. На её основе можно создавать собственные сервисы.


Сергей Лукашкин


– Microsoft – это мощная цифровая экосистема большого количества продуктов, причем облачная. Поэтому продукты будут работать, пока есть подписки, но очевидно, что в текущих условиях потребуется замена. Для базовых задач (редактор, таблицы, презентации) есть открытые альтернативы, например, «Мой Офис» или «Р7-офис». Да, они менее функциональны по сравнению с Microsoft, но, справедливости ради, надо отметить, что последний – избыточен по функционалу.

Главная проблема в том, что никто не знает, как массово переходить с Windows на другие программные продукты. Самая понятная и доступная альтернатива Windows – дистрибутивы Linux, например, Ubuntu, Linux Mint, Arch Linux и другие. Они по своему функционалу ничем не хуже Windows, а в чем-то даже лучше, например, в части установки обновлений. Да и в целом, Linux более гибкая система. Как раз с этого учебного года в школах Хабаровска установили РЕД ОС, систему семейства Linux.


Александр Галинский


– Microsoft покинула Россию, ограничила загрузку своих продуктов для отечественных компаний и госучреждений, а также образовательных заведений. Мы, как системный интегратор для крупных компаний, видим картину целиком и одними из первых обратили внимание на недоступность или частичные ограничения со стороны компании Microsoft. Для учебных заведений полное прекращение работы Microsoft в России может обернуться как блокировкой приложений для работы с документами и приостановкой поддержки, так и сбоями, и нарушениями безопасности в работе операционной системы.

Ещё до геополитического обострения мы активно внедряли замещение для Microsoft Office на предприятиях крупнейшей компании страны. Отечественные замены продуктам Microsoft существуют, они закрывают большую часть задач и более доступны для российских компаний. У отечественных вендоров даже есть особые условия для образовательных учреждений, на которых школа или ВУЗ могут значительно сэкономить, приобретая ОС и приложения для работы с документами, а, порой, и получить ПО для локальной установки и использования полностью бесплатно.

Сегодня мигрировать с Windows на российские операционные системы можно без потери скорости и качества образовательного процесса. Из-за простоты и прозрачности отечественных ОС и отсутствия в них приложений для слежки за пользователем, альтернатива может даже увеличить производительность вычислительной системы. Для подбора замены можно обратиться к производителю напрямую, а тот уже порекомендует интегратора для внедрения и поддержки.

Ведущие отечественные решения имеют схожий интерфейс с продуктами Microsoft и подобный функционал, поэтому замещение будет максимально простым и комфортным для пользователей учебных заведений. Например, на производственных предприятиях с распределённой инфраструктурой ситуация обстоит иначе, там необходима персонализированная настройка при развёртывании продукта и последующее сопровождение по установке и его настройке. Благодаря тому, что в учебных заведениях используют лишь малую часть возможностей инструментов для работы с документами, улучшения заметны будут как на уровне администратора, так и на уровне пользователя.


Иван Панченко


– Когда мы говорим о Майкрософте для образования, то речь идет, прежде всего, о MS Windows и MS Office. Существует много операционных систем семейства Linux, которые являются прекрасной альтернативой для учащихся и преподавателей. Большинство задач, для которых используют MS Office, прекрасно решает свободный LibreOffice. Для более сложных применений можно рассмотреть отечественные «Мой офис» или «Р7-Офис».


Вячеслав Логушев


– В образовательном секторе переход на альтернативы привычным продуктам Microsoft происходит легче, чем в бизнесе и госкорпорациях. Альтернативой операционной системы могут стать российские сборки на ядре Linux от компаний Base Alt, Ред ОС и Astra Linux, а также дистрибутивы Linux Mint в редакциях Cinnamon, MATE, XFCE, интерфейс которых практически неотличим от Windows. Вместо пакета Office 2019 или Office 365 можно использовать функционально им не уступающие решения Р7-Офис и Мой Офис. Все они сопровождаются обновлениями и технической поддержкой от разработчиков, необходимой многим учебным заведениям.



Вопрос 2. 
Можно ли мигрировать с Windows на российские операционные системы без потери скорости и качества образовательного процесса? Что для этого необходимо?


Тимур Бадретдинов


– Мигрировать с Windows на российские операционные системы можно, но это будет непростой процесс: нужно не только установить новую операционную систему, но и перенести в нее данные и настройки конкретных групп пользователей. Основные сложности при миграции вызывает не сама установка операционной системы, а ее совместимость с приложениями и оборудованием, которое уже используется в организации. Поэтому для подготовки к миграции нужно собрать данные об используемом ПО и оборудовании (компьютерах, ноутбуках, принтерах) и проверить, что из этого списка работает на отечественных продуктах, а для чего придется подыскать аналог.


Сергей Лукашкин


– Да, но есть определенные нюансы. Как пример возьмем переход на Linux. Эта система сложнее в настройках и не всегда работает из коробки. Например, принтеры вряд ли сразу удастся настроить. Кроме того, файловая система Linux построена на другом, отличном от Windows принципе. Решением станет перенастройка графической оболочки в привычную, схожую с Windows.

Но есть и очевидные преимущества: дети, которые осваивают Linux, потом справятся с любой ОС, а если они еще научатся программировать, их можно записывать в юных айтишников: на этой системе работает большинство серверов в мире – 90% всей облачной инфраструктуры и все современные суперкомпьютеры.

Еще одно преимущество – на Linux работает большинство популярных браузеров (Opera, Chrome, Mozilla и др.), поэтому все продукты и сервисы, созданные для веб, будут доступны. Например, ученик сможет зайти в электронный дневник на сайте.


Вячеслав Логушев


– Можно, конечно, и качество учебного процесса от этого не пострадает. Возможно даже наоборот, наряду с Windows учащиеся смогут изучать современные Linux-based операционные системы. А с учетом ситуации, сложившейся с продуктами Microsoft и ростом популярности в бизнесе и домашней среде тех же Linux-решений, еще большой вопрос, с какой ОС придется работать чаще. Но только стоит ли это делать, если на компьютерах уже предустановлена Windows? Учебные заведения не столь критичны к своевременным обновлениям ОС и не так от них зависят, как бизнес. Поэтому целесообразность этого шага, на мой взгляд, не очевидна.


Иван Панченко


– Переход с Windows на свободные операционные системы и другие продукты не только не снизит, а, напротив, повысит качество учебного процесса. Windows очень удобен в применении, но у этой медали есть оборотная сторона: ученики привыкают пользоваться одним и тем же продуктом, их пользовательский кругозор снижается до рецептов применения системы, устройство которой им неизвестно. Эти рецепты не дают глубокого знания и устаревают к окончанию обучения. Свободное ПО дает возможность изучать принципы его устройства и использования, вносить собственные изменения, компоновать различные продукты под свои задачи.


Александра Залманова


– Процесс миграции на российские ОС проходит постепенно и требует ресурсов: человеческих, временных, образовательных. Например, необходимо обучить преподавательский состав, дать время для адаптации к новому интерфейсу ученикам и студентам.

ИТ-специалистам, которые работают в системе образования, нужно пройти обучение для интеграции новых специализированных продуктов, выстроить инфраструктуру на отечественных решениях. Есть два варианта миграции для организаций: пройти путь по выбору и внедрению новых продуктов самостоятельно или предоставить это партнеру – ИТ-интегратору, который поможет выстроить все процессы и подобрать оптимальные решения.

Мы рекомендуем идти вторым путем, основываясь на примерах перехода образовательных учреждений на российскую инфраструктуру:

  • Клиника БГМУ перевела рабочие места персонала на Astra Linux. Ключевым моментом при выборе ОС стало наличие автоматизированных механизмов бесшовной миграции.
  • Тульский государственный университет перешел на отечественное ПО. Руководство вуза запланировало постепенный переход на отечественное ПО, отвечающее современным реалиям и тенденциям на рынке. Выбранный продукт «МойОфис» соответствовал поставленным задачам и требованиям заказчика.


Григорий Сизоненко


– Можно. Но надо соответствующим образом подготовиться. Необходимо обучить педагогов и системных администраторов образовательных организаций. Приобретенные знания и навыки помогут обеспечивать бесперебойную работу программ, настраивать их в соответствии с потребностями, эффективно использовать все возможности российского ПО в учебном процессе. И, конечно, научить работе с ним студентов и школьников.

Важно подчеркнуть, что при выборе российских программ надо исходить не из функционала используемого импортного софта, а из задач педагога и учащихся. То есть не надо искать «замену один в один», а подбирать программные средства для конкретных целей. Иногда применение нескольких программ узкого назначения, которые умеют корректно обмениваться данными, оказывается эффективнее, чем использование одного «тяжелого» импортного пакета.

Возможности для обучения и самообучения у педагогов есть. Например, компания «Базальт СПО», разработчик семейства операционных систем «Альт», регулярно проводит вебинары для педагогов и ведет портал «Альт Академия», на котором размещены курсы для освоения ОС семейства «Альт» и прикладного ПО из дистрибутивов. Кроме того, сертифицированные учебные центры, расположенные в разных регионах страны, проводят курсы по обучению педагогов.

Переход на российское ПО происходит не сразу, а эволюционно, поэтапно. Поэтому образовательным организациям нужны инструменты для управления ИТ-инфраструктурой с Windows и российской ОС как единым целым. Такие ПО есть. Это, например, комплекс решения для управления групповыми политиками, встроенный в ОС «Альт».



Вопрос 3. Какие российские программы и ИТ-сервисы необходимы нашим школам и вузам? Что есть? Чего еще не хватает? Какая доработка требуется уже существующим ИТ-продуктам?


Вячеслав Логушев


– Многое зависит от специфики учебного заведения, его профиля и глубины изучения предметов компьютерной грамотности. В качестве базового набора можно рекомендовать изучение собственно операционных систем и их настроек, вышеупомянутых пакетов офисного ПО и основ информационной безопасности на примерах популярных пакетов антивирусного ПО, средств резервного копирования данных.

В школах и колледжах с углубленным изучением математических и технологических дисциплин в программу также можно включить изучение современных языков программирования (JavaScript, Python, C/C++, Ruby on Rails), пакетов для обработки графики и 3D-моделирования.


Тимур Бадретдинов


– С учетом того, что в образовательных учреждениях обычно не хватает или вообще нет выделенных ИТ-специалистов, оптимальным вариантом будет приобретение готовых преднастроенных программно-аппаратных комплексов: компьютеров или серверов с предустановленным ПО, которое заранее настраивается поставщиком под определенные требования заказчика. Но на практике новое ПО нужно установить на уже имеющееся оборудование, поэтому остается проектный подход: продукты интегрируются в существующую инфраструктуру и уже там адаптируются под задачи организации. Здесь могут пригодиться облачные российские решения, которые не только высвобождают значительное время преподавателей, ИТ-специалистов и студентов, избавляя от рутинных или наоборот сложных непрофильных задач, но и могут значительно сократить затраты на закупку и обслуживание ПО и оборудования.

Сейчас школам и ВУЗам нужны те же сервисы и ПО, что и любой другой компании: операционные системы, офисные приложения, средства для совместной удаленной работы, системы для доступа к образовательному контенту и оценке успеваемости или квалификации, средства для разработки и тестирования. На рынке присутствует достаточное количество российских продуктов, которые подходят для решения базовых задач школ и ВУЗов. Но надо понимать, что пока у части этих продуктов не всегда хватает функционала по сравнению с зарубежными аналогами и они не всегда совместимы с программным обеспечением, которое уже использует организация.


Сергей Лукашкин


– Практически по всем направлениям есть аналоги. Например, по сервисам видеоконференций. Но они будут менее функциональны и у них будет ограниченный API (прикладной программный интерфейс), следовательно, их проблематично интегрировать с другими системами. Было бы здорово иметь такую альтернативу, в которой собраны сразу все необходимые для обучения функции, например, звонки, расписание, запись видео, обмен файлами, чат, проверка посещаемости и т.д., но пока такой системы нет.

Неплохой вариант – перейти на Ростелеком и Mail.ru/VK, но эти системы не являются специализированными для образования. Пожалуй, единственная система в сфере образования, аналогов которой нет, – Pure (система управления научными исследованиями). Эта система используется в большинстве вузов и в нее заводятся все научные статьи, гранты, публикации. Поскольку Elsevier отозвал подписку, это становится по-настоящему проблемой, потому что никакого полноценного аналога пока нет.


Александра Залманова


– Для интеграции российских ИТ-сервисов в образовании нужно выстроить инфраструктуру на отечественных решениях. В частности, проработать вопрос совместимости ОС и определенных решений – учесть все ли специализированные образовательные программы для школ и ВУЗов могут быть запущены на российских ОС. Если Linux не поддерживает нужный софт, необходимо искать альтернативные варианты, или виртуальную среду запуска ПО.


Григорий Сизоненко


– Есть базовое ПО, позволяющее обеспечить текущие потребности учебного процесса. Не хватает ПО для обучения робототехнике, поскольку использовались импортные конструкторы. Но уже есть и набирают силу альтернативные отечественные разработки. Например, вместо LEGO можно использовать российских комплекс «УМКИ». Нужны линуксовые версии ПО для управления интерактивными досками.



Вопрос 4. Какие технологии Open Source для образования необходимо сейчас развивать?


Александра Залманова


– При использовании Open Source риски превышают преимущества. Единственный плюс в том, что эти технологии бесплатны. Но при этом заказчики могут столкнуться с возможностями или сервисами, которые производитель решения предпочел не афишировать. Также существуют риски изменения правил лицензирования продукта, отсутствует техническая поддержка, нет понимания специфики и сроков решения проблем.

Лучше рассматривать коммерческие продукты российских разработчиков. К преимуществам отечественных продуктов перед Open Source можно отнести: техническую поддержку и репозитории на территории России, развитие под задачи российских пользователей, прогнозируемые сроки внесения изменений в продукт при выявлении уязвимостей, наличие сертификационных курсов и версий.


Сергей Лукашкин


– Сейчас хорошо бы создать репозиторий с проверенным Open Source для образования. Надо обеспечить общий доступ и поддержку, потому что у Open Source часто могут быть какие-то закладки с вирусами или специальные «открытые» дыры, через которые можно на него влиять. Например, он может не включаться, некорректно работать или «сливать» данные. Если переходить от общего к частному, то, конечно, нужно развивать экосистему продуктов, как это делают Zoom и MS Teams, также дистрибутивы Linux, которые были бы собраны специально под запросы образовательной сферы, например, школьников, педагогов и научных сотрудников. Проблему с Open Source быстро решить не получится, потребуется несколько лет, чтобы появились первые серьезные результаты, но, если целенаправленно и централизованно ею заниматься, это вполне возможно.


Иван Панченко


– Я бы ответил на этот вопрос так: Open Sourсe в принципе нужно развивать и популяризировать – за ним будущее. Открытый код имеет неоспоримые преимущества: он находится в свободном доступе – любой может заглянуть «под капот», сделать доработки под свои потребности с гибкими кастомными решениями. И таким образом стать разработчиком. Использование Open Source – это практично, безопасно и прозрачно. Каждый может внести свой вклад – не только в собственный продукт, но и в развитие мирового ИТ-сообщества.



Вопрос 5. Поможет ли решить проблему параллельный импорт?


Сергей Лукашкин


– Отчасти да. Но параллельный импорт ПО можно рассматривать только как паллиатив, он будет эффективен лишь на какой-то короткий промежуток времени и не для всех.


Иван Панченко


– В российском образовании нет проблем, которые можно решить параллельным импортом. Ситуация сама подталкивает нас использовать наиболее подходящие, лучшие решения, которые уже есть. Это тот случай, когда импортозамещение – однозначное благо.

Зарубежные компании, прежде всего Microsoft, заполонив рынок программного обеспечения, захватили и образование. Им выгодно, чтобы люди привыкали к их продуктам и вырастали их готовыми потребителями, невосприимчивыми к альтернативам. Это невыгодно российскому обществу и государству. Хочется растить поколение творческих людей, а не шаблонных покупателей. Использование свободного ПО в образовании даст возможность выращивать не заложников одного производителя, а разносторонних пользователей, способных выбирать из многих возможных решений, а при необходимости – создавать свои.


Вячеслав Логушев


– Возможно, когда он будет полностью отлажен. Но я бы не стал излишне драматизировать сложившуюся ситуацию: функционально отечественные аналоги зарубежного ПО лишь немногим уступают продуктам зарубежных лидеров отрасли, и заметно это только в профессиональной среде при работе с узкоспециализированными приложениями. В образовательной же среде они могут применяться вполне успешно без потери качества обучения.


Григорий Сизоненко


– Не думаю, что он необходим образовательным организациям. Российское ПО для образования практически полностью закрывает их потребности.  

 

 

Ключевые слова: Open Sourсe, Windows, Linux, миграция, российские операционные системы, Майкрософт, параллельный импорт.


Подпишитесь на журнал
Купите в Интернет-магазине

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru