Рубрика:
Карьера/Образование /
Кафедра
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Адаптация к новой реальности, или Как победить вирус с помощью роботов
Человечество перешагивает через важную точку развития, до COVID-19 и после. Новые прорывные технологии должны помочь человечеству перешагнуть через этот рубеж и выйти на новый виток развития. Одной из таких технологий является роботизированная автоматизация RPA (Robotic Process Automation) и искусственный интеллект – AI (Artificial Intelligence). О том, как новые технологии могут помочь людям в непростой переходный период, рассказал руководитель направления RPA/AI ИТ-компании ОТР Алексей Ильин
Вызовы новой реальности и риски для бизнеса
Общество привыкает жить в новых условиях ограничений: сотрудники работать удаленно, а руководители управлять подчиненными на расстоянии. Это вызов для рядовых сотрудников из-за отсутствия оборудованного рабочего места, требующих внимания детей, снижения уровня концентрации. Привычную работу делать по-прежнему уже не получается. Какие-то важные задачи стали ненужными и, наоборот, появились новые задачи, требующие другого подхода. Разрушены привычные коммуникации, которые необходимо выстраивать иначе.
Также это вызов для руководителей. Привычные модели и способы управления перестали работать. Сегодня от лидеров компаний требуется придумывать, внедрять и перестраивать менеджерские процессы в кратчайшие сроки. Другими словами, отвечая вызовам новой реальности, бизнес вынужден молниеносно перестроить модели управления и текущую операционную деятельность по минимизации рисков.
Первый риск, на который сейчас реагируют все отрасли, связан с жизнью и здоровьем людей. Обеспечение безопасности персонала и устранение рисков для здоровья работников стало первоочередной целью топ-менеджмента компаний. Например, они начинают регулярно собирать и анализировать информацию о текущем самочувствии всех сотрудников, работающих удаленно, и в случае необходимости оперативно оказывают поддержку заболевшим.
Второй по важности риск – финансовый, риск ликвидности. Деловая активность резко замедляется, выручка падает, дебиторы стараются задерживать платежи, а поставщики, наоборот, активизируются. Поддержка материального положения компании, сохранение денежного потока становится критичной для выживания компании.
Третий риск – операционный. Компании перестраивают операционные модели и бизнес-процессы на удаленную работу как с сотрудниками, так и с потребителями. Прямые коммуникации в офисе заменяют цифровыми каналами, а бумажные документы электронными. Большинство текущих дел бизнеса существенно замедляется, поэтому их эффективность значительно снижается. Например, не только продажи и обслуживание клиентов полностью переходят на удаленные цифровые каналы, но и общение внутри бэк-офисов.
Сейчас, когда первая паника и суматоха первых месяцев спали, и компании уже в основном перестроили свою операционную работу, решили вопросы поддержки непрерывности бизнеса в новых условиях, руководство компаний начинает задумываться о вопросах эффективности новых процессов. В этих вопросах все больше внимания начинают обращать на самые прорывные технологии в области управления операционных производств и автоматизации процессов, в частности на технологию RPA и интеллектуальную автоматизацию, решения в области искусственного интеллекта и машинного обучения.
Что такое RPA и в чем ее преимущества?
Быстрая перестройка процессов требует такой же оперативной поддержки со стороны информационных технологий. Традиционные корпоративные ИТ-системы, такие как корпоративные ERP, системы ЭДО (электронный документооборот), достаточно неповоротливы, им нужно время на перестройку. Поэтому возросла нагрузка на традиционные массовые ИТ-сервисы, такие как корпоративная электронная почта, офисные приложения, электронные таблицы. Люди также стали массово задействовать современные средства коммуникации для коллективной работы и обмена информацией, например, такие как Zoom. Компании пытаются быстро построить новые процессы на том, что есть, используя почту, электронные таблицы, мессенджеры и ручной труд сотрудников.
Быстро помочь бизнесу перестроиться на новые модели работы могут помочь только самые современные ИТ-технологии. Одна из таких передовых технологий, которая поможет людям и бизнесу в такой непростой ситуации, – RPA.
Robotic Process Automation (RPA) – это возможность передать однообразные рутинные операции, выполняемые вручную человеком, программному роботу – цифровому сотруднику. Цифрового сотрудника можно обучить – настроить порядок его действий в разных компьютерных программах и он будет выполнять их быстро и качественно, строго придерживаясь регламента. При этом создать и запустить нового робота – это просто, в несколько раз быстрее и намного проще, чем решать задачу с помощью традиционной автоматизации. В ближайшем будущем RPA спасет человечество от скучных и рутинных операций в офисах, также как производственные роботы освободили людей от однообразных действий на сборочных конвейерах.
Где RPA может дополнить традиционную автоматизацию?
Во-первых, там, где нужна скорость. Программного робота можно сделать и запустить очень быстро, за несколько часов или дней в зависимости от задачи. Роботы больше всего полезны для выполнения рутинных однообразных задач, когда надо быстро соединить в одном процессе, например, работу с электронной почтой, Excel-таблицами, мессенджерами и базами данных. Роботы не только могут делать рутинную работу автономно, но эффективны как помощники для сотрудников, по сути, работая как виртуальные ассистенты. Один робот – виртуальный помощник легко может существенно облегчить работу нескольким сотрудникам, выполняя за них рутинные задачи.
Например, внедрение роботизированной автоматизации в органах исполнительной власти в процессах обработки обращений граждан, где роботы берут на себя обработку типовых стандартных обращений, особенно в случаях, когда появляется «горячая тема» или вопрос, когда граждане массово начинают обращаться одновременно по одному вопросу. Программные роботы очень сильно помогают в таких случаях справиться персоналу с возросшей нагрузкой.
Во-вторых, стоимость. Роботы стоят недорого. Посчитать примерную экономическую эффективность от использования робота в целом несложно. Поставить и подключить робота часто бывает выгоднее, чем нанимать сотрудника для работы, не требующей квалификации. Ведущие производителя платформ роботизации, такие как UiPath и Automation Anywhere, предлагают лицензии для малого бизнеса бесплатно. Для среднего и крупного бизнеса есть минимальные лицензионные пакеты, которые позволяют попробовать технологию на двух-трех процессах. При этом на время настройки до одного месяца лицензии предоставляют, как правило, бесплатно.
Например, уже классическим кейсом внедрения программных роботов на предприятии является обработка банковских выписок, где программный робот принимает записи о поступающих платежах, вносит их в ERP-систему и связывает эти платежи с поставками и договорами в системе.
В-третьих, простота. Сделать программного робота гораздо проще, чем написать компьютерную программу. Насколько просто, можно посмотреть здесь: «Мастер-класс по RPA: создание программного робота «с нуля». Создание робота похоже на моделирование бизнес-процесса в графическом конструкторе или наглядном построчном алгоритме.
В одной компании бухгалтер каждый день несколько часов тратил на обработку PDF-файла со списком платежных документов, вручную разделял файл на отдельные документы и потом вручную вносил их в систему 1С. В день он обрабатывал более сотни таких документов вручную. Потребовалось не более трех часов, чтобы настроить, протестировать и запустить робота, выполняющего всю эту работу вместо человека.
Что еще важно, это – доступность технологии для всех без исключения. Курсы обучения RPA, включая профессиональную сертификацию, открыты для всех желающих на веб-сайтах разработчиков RPA-платформ. Научиться создавать программных роботов можно бесплатно, например, прохождение онлайн-обучения и получение сертификата разработчика начального уровня UiPath или Automation Anywhere может занять до двух недель. Доступны также бесплатные community-версии для малого бизнеса, которые вы может установить и использовать сами. Также есть бесплатные trial-версии для крупных компаний с ограниченным сроком действия, которые дают возможность «попробовать» роботизацию на небольших задачах.
Прогнозы
Какой станет жизнь после COVID-19, думаю, сейчас спрогнозировать пока еще не может никто. Однозначно, мир уже никогда не будет прежним. Скорее всего, после изобретения и массового применения вакцины мир частично вернется к привычному образу жизни. Месяцы жизни в условиях ограничений изменят сложившиеся привычки, появятся новые правила, модели поведения, откроются новые возможности.
Одна из таких возможностей – рост применения роботизированной автоматизации, то есть RPA постепенно станет массовой. Остаться на плаву сможет только тот бизнес, где топ-менеджеры понимают современные тенденции, которые в будущем позволят им, в том числе, открыть для себя иные ресурсы.
ИТ-специалистам, особенно тем, кто столкнулся с трудностями в период пандемии, мы рекомендуем обратить внимание на открытые курсы и сертификацию по RPA, которые доступны на корпоративных сайтах ведущих RPA-разработчиков. Овладение знаниями позволит им в скором времени стать востребованными на рынке труда в качестве специалистов по разработке программных роботов RPA.
Подпишитесь на журнал Купите в Интернет-магазине
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|