Андрей Филиппович: «Мы были первыми, кто предложил новую модель организации учебного процесса, которая строится на “перевернутом” учебном плане»::Журнал СА 03.2019
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Подписка
Архив номеров
Где купить
Наука и технологии
Авторам
Рекламодателям
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Дата-центры  

Дата-центры: есть ли опасность утечки данных?

Российские компании уже несколько лет испытывают дефицит вычислительных мощностей. Рост числа проектов,

 Читать далее...

Событие  

В банке рассола ждет сисадмина с полей фрактал-кукумбер

Читайте впечатления о слете ДСА 2024, рассказанные волонтером и участником слета

 Читать далее...

Организация бесперебойной работы  

Бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры в режиме 24/7 Как обеспечить ее в нынешних условиях?

Год назад ИТ-компания «Крок» провела исследование «Ключевые тренды сервисного рынка 2023». Результаты

 Читать далее...

Книжная полка  

Читайте и познавайте мир технологий!

Издательство «БХВ» продолжает радовать выпуском интересных и полезных, к тому же прекрасно

 Читать далее...

СУБД PostgreSQL  

СУБД Postgres Pro

Сертификация по новым требованиям ФСТЭК и роль администратора без доступа к данным

 Читать далее...

Критическая инфраструктура  

КИИ для оператора связи. Готовы ли компании к повышению уровня кибербезопасности?

Похоже, что провайдеры и операторы связи начали забывать о требованиях законодательства

 Читать далее...

Архитектура ПО  

Архитектурные метрики. Качество архитектуры и способность системы к эволюционированию

Обычно соответствие программного продукта требованиям мы проверяем через скоуп вполне себе понятных

 Читать далее...

Как хорошо вы это знаете  

Что вам известно о разработках компании ARinteg?

Компания ARinteg (ООО «АРинтег») – системный интегратор на российском рынке ИБ –

 Читать далее...

Графические редакторы  

Рисование абстрактных гор в стиле Paper Cut

Векторный графический редактор Inkscape – яркий представитель той прослойки open source, с

 Читать далее...

День сисадмина  

Учите матчасть! Или как стать системным администратором

Лето – время не только отпусков, но и хорошая возможность определиться с профессией

 Читать далее...

День сисадмина  

Живой айтишник – это всегда движение. Остановка смерти подобна

Наши авторы рассказывают о своем опыте и дают советы начинающим системным администраторам.

 Читать далее...

Виртуализация  

Рынок решений для виртуализации

По данным «Обзора российского рынка инфраструктурного ПО и перспектив его развития», сделанного

 Читать далее...

Книжная полка  

Как стать креативным и востребованным

Издательский дом «Питер» предлагает новинки компьютерной литературы, а также книги по бизнесу

 Читать далее...

Книжная полка  

От создания сайтов до разработки и реализации API

В издательстве «БХВ» недавно вышли книги, которые будут интересны системным администраторам, создателям

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 6225
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 6931
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 4213
Комментарии: 0
Глубокое обучение с точки зрения практика

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3004
Комментарии: 0
Изучаем pandas

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 3806
Комментарии: 0
Программирование на языке Rust (Цветное издание)

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3818
Комментарии: 0
Глубокое обучение

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 6315
Комментарии: 0
Анализ социальных медиа на Python

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3166
Комментарии: 0
Основы блокчейна

 Читать далее...

19.12.2017г.
Просмотров: 3459
Комментарии: 0
Java 9. Полный обзор нововведений

 Читать далее...

16.02.2017г.
Просмотров: 7275
Комментарии: 0
Опоздавших не бывает, или книга о стеке

 Читать далее...

17.05.2016г.
Просмотров: 10644
Комментарии: 0
Теория вычислений для программистов

 Читать далее...

30.03.2015г.
Просмотров: 12363
Комментарии: 0
От математики к обобщенному программированию

 Читать далее...

18.02.2014г.
Просмотров: 13998
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «Читаем Тьюринга»

 Читать далее...

13.02.2014г.
Просмотров: 9123
Комментарии: 0
Читайте, размышляйте, действуйте

 Читать далее...

12.02.2014г.
Просмотров: 7077
Комментарии: 0
Рисуем наши мысли

 Читать далее...

10.02.2014г.
Просмотров: 5387
Комментарии: 3
Страна в цифрах

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 4613
Комментарии: 0
Большие данные меняют нашу жизнь

 Читать далее...

18.12.2013г.
Просмотров: 3426
Комментарии: 0
Компьютерные технологии – корень зла для точки роста

 Читать далее...

04.12.2013г.
Просмотров: 3154
Комментарии: 0
Паутина в облаках

 Читать далее...

03.12.2013г.
Просмотров: 3399
Комментарии: 0
Рецензия на книгу «MongoDB в действии»

 Читать далее...

02.12.2013г.
Просмотров: 3024
Комментарии: 0
Не думай о минутах свысока

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Андрей Филиппович: «Мы были первыми, кто предложил новую модель организации учебного процесса, которая строится на “перевернутом” учебном плане»

Архив номеров / 2019 / Выпуск №03 (196) / Андрей Филиппович: «Мы были первыми, кто предложил новую модель организации учебного процесса, которая строится на “перевернутом” учебном плане»

Рубрика: Карьера/Образование /  Выбираю IT

Андрей Филиппович:
«Мы были первыми, кто предложил новую модель организации учебного процесса, которая строится на “перевернутом” учебном плане»

Андрей ФилипповичПройдет совсем немного времени, и выпускники-2019, а также ребята постарше начнут осаждать приемные комиссии вузов. О том, как поступить в Московский Политех, как и чему там учат и каковы перспективы выпускников, рассказывает Андрей Филиппович, декан факультета информационных технологий Московского политехнического университета

– Насколько сложно поступить в Московский Политех, что необходимо для этого? Какой обычно средний балл по ЕГЭ?

– Московский Политех реализует образовательные программы трех уровней высшего образования (бакалавриат, магистратуру, аспирантуру) и входит в десятку самых крупных вузов России по количеству обучаемых ИТ-специалистов. На ИТ-факультете ежегодно на бюджетные места мы принимаем более 250 первокурсников и более 100 магистрантов.

Школьникам для поступления на бюджетное место в бакалавриат требуется набрать высокие баллы ЕГЭ по информатике, математике и русскому языку. После модернизации наших образовательных программ в 2014 году проходной балл ЕГЭ на факультет стал сильно расти, в среднем до 50-60 баллов за четыре года. Спад баллов был только в 2016-м, когда мы в два раза увеличили бюджетный набор. В этом году мы также ожидаем небольшой рост, поэтому для поступления надо набрать не менее 230-250 баллов за три экзамена.

На представленной диаграмме можно увидеть динамику изменения проходного балла на разные программы за четыре года. Там, где высокий спрос или малое количество бюджетных мест, там конкурс выше. Например, по данным системы «Мониторинг качества приема в вузы» (https://ege.hse.ru) в 2018 году проходной балл на направление «Информационная безопасность» в Московском политехе был выше, чем у традиционных лидеров – МГТУ им. Н.Э.Баумана, МТУСИ, МИРЭА и других.

Рисунок 1. Проходной балл #FIT 2014-2018 гг.

Рисунок 1. Проходной балл #FIT 2014-2018 гг.

Победители и призеры олимпиад для школьников имеют особые льготы для поступления в университет – им могут быть засчитаны вступительные испытания, или даже их берем без экзаменов. Кроме того, имеется большой перечень индивидуальных достижений абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительно до 10 баллов к ЕГЭ. Например, победителям и призерам Школы IT-решений, Всемирных инженерных игр, чемпионатов JuniorSkills и WorldSkills, а также сдавших предпрофессиональный экзамен по программированию или 3D-моделированию. Более подробная информация представлена на сайте приемной комиссии.

Для выпускников колледжей есть дополнительная возможность поступления по результатам внутренних экзаменов, которые мы преимущественно разрабатываем на базе заданий к ЕГЭ. Однако с этого года мы стали первым вузом в России, который засчитывает в качестве вступительных испытаний результаты демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

– А что вы предлагаете тем, кто уже завершил первую ступень высшего образования или вообще окончил другой вуз?

– Для поступления в магистратуру мы приглашаем как выпускников бакалавриата, так и тех, кто имеет диплом специалиста образца до 2010 года. Это уникальная и набирающая популярность возможность де-факто получить второе высшее образование по ИТ-профилю. Сейчас на наших магистерских программах учатся уже вполне состоявшиеся специалисты из индустрии. Часто для них мы разрабатываем индивидуальные траектории, в которых они имеют возможность более широкого выбора изучаемых дисциплин, в том числе в дистанционном формате. Например, мы можем зачесть успешно изученные курсы на платформах EDx, Coursera, Udacity или имеющиеся сертификаты от известных вендоров.

С этого года мы стали первым вузом в России, который засчитывает в качестве вступительных испытаний результаты демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills

Надо отметить, что конкурс в магистратуру не очень высокий во всех вузах – современные студенты предпочитают сразу идти на работу, даже если им необходимо отслужить год в армии. В этой связи мы предлагаем потенциальным магистрантам вместе с вступительными испытаниями пройти собеседование у наших индустриальных партнеров, которые предлагают парт-тайм-работу по тематике магистерской программы. Таким образом, мы предлагаем целый «пакет» – обучение на интересной исследовательской или прикладной программе, работу и перспективу развития в компании, а для иногородних также проживание в общежитии.

В качестве вступительных испытаний мы предлагаем три варианта на выбор: представить портфолио своих проектов и достижений, сдать практический экзамен на программирование или же продемонстрировать высокий уровень знаний на теоретическом экзамене.

– Чем конкретно Политех отличается от прочих вузов, дающих схожее образование? Почему есть смысл стремиться поступить именно к вам?

– Главное отличие нашего университета состоит в том, что мы, несмотря на 150-летнюю историю отдельных подразделений, все-таки новый вуз – Московскому Политеху всего несколько лет. Но дело не просто в смене вывески и современном брендбуке, мы полностью пересобрали наши образовательные программы, а большую часть вообще создали с нуля на базе самых современных образовательных технологий и востребованных компетенций.

Наши ключевые принципы:

  • В бакалавриате особое внимание уделяется не только серьезной фундаментальной подготовке, но и развитию прикладных навыков. Работа над реальными проектами является обязательной частью учебного процесса, начинается с первого семестра и занимает до 20 часов в неделю.
  • Актуальность проектов и соответствие учебных курсов запросам ИТ-индустрии обеспечивает большое количество практиков – руководители и сотрудники ведущих компаний составляют до 30% от всего преподавательского состава факультета.
  • В образовательные программы встроены авторизованные курсы ведущих производителей аппаратного и программного обеспечения: Cisco, 1C, Autodesk, Oracle и др. Самые целеустремленные студенты уже на первом курсе получают индустриальные сертификаты, признаваемые как в России, так и за рубежом.
  • Факультет оперативно реагирует на изменения ИТ-рынка и регулярно актуализирует учебные планы. Например, с ростом рынка смартфонов и планшетов мы сделали обучение мобильной разработке обязательным для всех студентов.
  • Для успешной карьеры в будущем только профессиональных знаний уже недостаточно, поэтому мы активно развиваем коммуникативные и предпринимательские навыки (soft skills). Они позволяют создать свой высокотехнологичный стартап и успешно его продвигать на рынке.

Рисунок 2. Разнообразие программ в Политехе

Рисунок 2. Разнообразие программ в Политехе

– У вас приняты практико-ориентированные экзамены. Что это такое?

– Экзамены по прикладным дисциплинам проходят не по теоретическим билетам, а в форме решения реальных кейсов от ИТ-компаний. На них надо продемонстрировать реальные навыки программиста, системного аналитика или робототехника.Например, нужно за один или несколько дней разработать сложный веб-сайт, мобильное приложение или собрать и запрограммировать робота. Новый формат проведения экзаменов, разработанный в Московском Политехе, признан лучшей практикой, и многие вузы активно его внедряют. А фирма «1С» даже взяла его за основу для оценки на соответствие индустриальной сертификации «1С:Джуниор».

– Расскажите о форматах проектной работы студентов?

– В центре образовательного процесса находится студент и его умение применять знания на практике. Каждый семестр представители деловой среды формируют пакет заданий, поэтому у каждого выпускника за плечами как минимум восемь готовых ИТ-проектов и опыт работы с индустриальным заказчиком.

У ребят также есть и иные варианты проектной работы:

  • Развивать свой стартап и за четыре года поднять инициативный проект от разработки прототипа до выпуска продукта на рынок. Например, наши студенты из проекта GreenPL создали свою платформу для интернета вещей и уже на третьем курсе имеют продажи, а Фонд развития интернет-инициатив взял их на акселерацию.
  • Стать профессионалом в конкретных дисциплинах, участвовать в профессиональных конкурсах мирового уровня. Например, можно стать участником сборной вуза WorldSkills по веб-дизайну и разработке, CAD-моделированию, программированию на базе 1С, робототехнике и другим компетенциям. А можно собрать свою или войти в существующую команду по информационной безопасности и защищать честь университета на престижных соревнованиях CTF.
  • Заняться наукой – принять участие в прорывных исследовательских проектах Национальной технологической инициативы, связанных с искусственным интеллектом, беспилотными технологиями, аналитикой больших данных, другими технологиями будущего.

– Кстати, о WorldSkills Russia – вы же партнеры?

– Московский Политех присоединился к движению WorldSkills Russia в 2014 году, и первый межвузовский чемпионат прошел именно в Московском Политехе. На факультете работают специализированные центры по компетенциям инженерного 3D-моделирования, веб-разработке, ИТ-решениям для бизнеса, мобильной робототехнике и интернету вещей. Наши студенты – призеры чемпионата WorldSkills и члены национальной сборной.

В 2018 году проходной балл на направление «Информационная безопасность» в Московском Политехе был выше, чем у традиционных лидеров – МГТУ им. Н.Э.Баумана, МТУСИ, МИРЭА и других

А еще у нас работает индустриальная сертификация. ИТ-факультет мотивирует студентов «обрастать» дополнительными компетенциями. С первого семестра айтишники могут пройти бесплатное обучение на сертифицированных курсах и программах 1С, Cisco, Microsoft, Digital Design и других. Выпускникам курсов выдаются международные сертификаты.

Также есть международные стажировки и практики в ведущих компаниях. Уже на первом курсе можно подать заявку на практику или стажировку в компаниях-партнерах: «1С», «Альфа-Банк», «Ростелеком», Site Secure, «Б-152» и других. Стажировки за границей проходят в BMW и Hyundai, а по программе международного студенческого обмена можно поехать на учебу в Германию. Помимо знаний по специальности, такая поездка позволит повысить уровень владения иностранными языками.

– ИТ-сфера развивается чрезвычайно быстро. Готовите ли вы студентов к профессиям будущего?

– В 2017 году вместе с МТС мы запустили магистратуру «Медицинские интеллектуальные системы» для подготовки специалистов в сфере телемедицины. Студенты участвуют в проектах Центра инноваций МТС по направлению eHealth.

Студенты магистерской программы «Компьютерная лингвистика и искусственный интеллект» изучают нейронные сети, генетические алгоритмы, психолингвистику и многое другое, чтобы научить машины разговаривать с людьми.

Магистерская программа «Роботизированные беспилотные системы» охватывает сферы искусственного интеллекта, проектирования приборов и устройств автоматики, теорию управления и компьютерные технологии.

Рисунок 3. Студенты Московского Политеха

Рисунок 3. Студенты Московского Политеха

– Как у вас построен учебный процесс, чему именно будут учить, какое соотношение теории и практики? Как построены практические занятия?

– На нашем факультете впервые предложена новая модель организации учебного процесса, которая строится на «перевернутом учебном плане». Традиционно в университетах изучают сначала общие фундаментальные дисциплины: математика, физика, экономика, история, иностранный язык и т.д. На старших курсах все постепенно меняется – все больше дисциплин становятся специальными, кафедральными. Однако такой подход для современных студентов работает недостаточно хорошо. Они очень прагматичны, и если не понимают, зачем нужна та или иная дисциплина на практике, то не стремятся ее изучать.

В этой связи мы предложили радикально другую структуру программы – растянули фундаментальные дисциплины на весь срок обучения, перетащив часть дисциплин на старшие курсы. Это позволило на освободившееся место разместить прикладные курсы, обеспечив студентов необходимыми компетенциями для выполнения проектов с первого семестра. Таким образом, мы сохранили и фундаментальный блок, и обеспечили заинтересованность студентов в обучении на младших курсах. Интересным положительным эффектом стало то, что студенты постепенно погружаются во все более сложные фундаментальные дисциплины, при этом используя прикладные навыки (программирование, 3D-моделирование и другие) для их более эффективного изучения. Например, студенты по программе «Интеграция и программирование САПР» в рамках изучения курсов по «Теории механизмов и машин» и «Сопротивления материалов» не просто запоминают формулы или осваивают специализированное программное обеспечение, а программируют построение деталей, выполнение расчетов.

Рисунок 4. Структура «перевернутого» учебного плана по программе «Веб-технологии»

Рисунок 4. Структура «перевернутого» учебного плана по программе «Веб-технологии»

Важной особенностью нового поколения студентов является когнитивная трансформация, вызванная активным внедрением информационных технологий. Мы уже не запоминаем телефоны и много другой информации. А для студентов уже, наверное, на физиологическом уровне непонятно, зачем запоминать и записывать лекции. Даже если очень надо, их всегда можно скачать в VK-группе. В этой связи лекции перестают работать как эффективный педагогический инструмент, и их нужно заменять на практические занятия, проектную деятельность, в рамках которой приходит осознание в необходимости приобретения теоретических знаний.

На наших образовательных программах мы стараемся уменьшить процент лекций до 10-15%, а занятия проводить в компьютерных классах с проектором. Это позволяет преподавателю выбирать формат работы со студентами, переключаясь между лекцией и лабораторной работой. Кроме того, такой подход позволяет более активно привлекать преподавателей-практиков из индустрии, которые не имеют сильно развитых навыков для чтения лекций.

– Есть ли у вас совместные обучающие проекты с компаниями, если да, то с какими и почему именно с ними?

– Почти у всех образовательных программ есть индустриальные партнеры. Программу по веб-технологиям мы проектировали и запускали с Ассоциацией веб-разработчиков, программу по САПР – вместе с компанией Autodesk. А некоторые магистерские программы полностью спроектированы по заказу компаний. К их числу относятся программы по веб- и облачной информационной безопасности, по роботизированным беспилотным системам и эргономике.

Московский Политех входит в десятку самых крупных вузов России по количеству обучаемых ИТ-специалистов

Выбор компаний-партнеров был определен несколькими факторами – профессиональным кругом знакомств, мотивацией компаний к сотрудничеству и их готовностью инвестировать свои временные, а главное, интеллектуальные ресурсы.

– Какие перспективы развития? Что планируете нового внедрять в учебные программы, в практику?

– Мы активно развиваемся все четыре года и не собираемся останавливаться. В 2018 году мы прошли аккредитацию Рособрнадзора, доказав, что наша модель не противоречит, а лишь усиливает существующие федеральные государственные образовательные стандарты и другие нормативы. Весной у нас состоялся первый выпуск, мы одни из немногих провели открытую защиту дипломов с трансляцией в интернет и приглашением большого количества экспертов из индустрии. Мы оценили качество выпуска с точки зрения трудоустройства – свыше 90% студентов уже работают в ИТ-компаниях, хотя выпускники прошлых лет обеспечивали этот показатель только на уровне 30%.

Сейчас мы столкнулись с новыми, во многом неожиданными, проблемами. Наши студенты, получившие навыки на втором курсе, начинают активно работать и отказываются участвовать в выполнении сложных проектов. Они уже знают текущую стоимость своей квалификации и времени, но при этом пока еще осознают необходимость дальнейшего развития. В итоге возникает парадокс – для их дальнейшего развития мы должны им платить за участие в проектах!

Сначала это казалось нелепым, даже смешным суждением, но сейчас мы прорабатываем такие возможности. Мы создали студенческую веб-студию, запускаем в работу Центр САПР-разработки, включаем студентов в работу по заказам с жесткими сроками и высокой ответственностью. Это требует от нас постепенной трансформации в сторону корпорации, бизнес-компании, сохранив при этом наши академические процессы. Это серьезный вызов, но мы не боимся сложностей.

Сайт: https://mospolytech.ru/fit.

Беседовала Ирина Ложкина


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru