|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Надо отметить, что конкурс в магистратуру не очень высокий во всех вузах – современные студенты предпочитают сразу идти на работу, даже если им необходимо отслужить год в армии. В этой связи мы предлагаем потенциальным магистрантам вместе с вступительными испытаниями пройти собеседование у наших индустриальных партнеров, которые предлагают парт-тайм-работу по тематике магистерской программы. Таким образом, мы предлагаем целый «пакет» – обучение на интересной исследовательской или прикладной программе, работу и перспективу развития в компании, а для иногородних также проживание в общежитии. В качестве вступительных испытаний мы предлагаем три варианта на выбор: представить портфолио своих проектов и достижений, сдать практический экзамен на программирование или же продемонстрировать высокий уровень знаний на теоретическом экзамене. – Чем конкретно Политех отличается от прочих вузов, дающих схожее образование? Почему есть смысл стремиться поступить именно к вам? – Главное отличие нашего университета состоит в том, что мы, несмотря на 150-летнюю историю отдельных подразделений, все-таки новый вуз – Московскому Политеху всего несколько лет. Но дело не просто в смене вывески и современном брендбуке, мы полностью пересобрали наши образовательные программы, а большую часть вообще создали с нуля на базе самых современных образовательных технологий и востребованных компетенций. Наши ключевые принципы:
Рисунок 2. Разнообразие программ в Политехе – У вас приняты практико-ориентированные экзамены. Что это такое? – Экзамены по прикладным дисциплинам проходят не по теоретическим билетам, а в форме решения реальных кейсов от ИТ-компаний. На них надо продемонстрировать реальные навыки программиста, системного аналитика или робототехника.Например, нужно за один или несколько дней разработать сложный веб-сайт, мобильное приложение или собрать и запрограммировать робота. Новый формат проведения экзаменов, разработанный в Московском Политехе, признан лучшей практикой, и многие вузы активно его внедряют. А фирма «1С» даже взяла его за основу для оценки на соответствие индустриальной сертификации «1С:Джуниор». – Расскажите о форматах проектной работы студентов? – В центре образовательного процесса находится студент и его умение применять знания на практике. Каждый семестр представители деловой среды формируют пакет заданий, поэтому у каждого выпускника за плечами как минимум восемь готовых ИТ-проектов и опыт работы с индустриальным заказчиком. У ребят также есть и иные варианты проектной работы:
– Кстати, о WorldSkills Russia – вы же партнеры? – Московский Политех присоединился к движению WorldSkills Russia в 2014 году, и первый межвузовский чемпионат прошел именно в Московском Политехе. На факультете работают специализированные центры по компетенциям инженерного 3D-моделирования, веб-разработке, ИТ-решениям для бизнеса, мобильной робототехнике и интернету вещей. Наши студенты – призеры чемпионата WorldSkills и члены национальной сборной.
А еще у нас работает индустриальная сертификация. ИТ-факультет мотивирует студентов «обрастать» дополнительными компетенциями. С первого семестра айтишники могут пройти бесплатное обучение на сертифицированных курсах и программах 1С, Cisco, Microsoft, Digital Design и других. Выпускникам курсов выдаются международные сертификаты. Также есть международные стажировки и практики в ведущих компаниях. Уже на первом курсе можно подать заявку на практику или стажировку в компаниях-партнерах: «1С», «Альфа-Банк», «Ростелеком», Site Secure, «Б-152» и других. Стажировки за границей проходят в BMW и Hyundai, а по программе международного студенческого обмена можно поехать на учебу в Германию. Помимо знаний по специальности, такая поездка позволит повысить уровень владения иностранными языками. – ИТ-сфера развивается чрезвычайно быстро. Готовите ли вы студентов к профессиям будущего? – В 2017 году вместе с МТС мы запустили магистратуру «Медицинские интеллектуальные системы» для подготовки специалистов в сфере телемедицины. Студенты участвуют в проектах Центра инноваций МТС по направлению eHealth. Студенты магистерской программы «Компьютерная лингвистика и искусственный интеллект» изучают нейронные сети, генетические алгоритмы, психолингвистику и многое другое, чтобы научить машины разговаривать с людьми. Магистерская программа «Роботизированные беспилотные системы» охватывает сферы искусственного интеллекта, проектирования приборов и устройств автоматики, теорию управления и компьютерные технологии. Рисунок 3. Студенты Московского Политеха – Как у вас построен учебный процесс, чему именно будут учить, какое соотношение теории и практики? Как построены практические занятия? – На нашем факультете впервые предложена новая модель организации учебного процесса, которая строится на «перевернутом учебном плане». Традиционно в университетах изучают сначала общие фундаментальные дисциплины: математика, физика, экономика, история, иностранный язык и т.д. На старших курсах все постепенно меняется – все больше дисциплин становятся специальными, кафедральными. Однако такой подход для современных студентов работает недостаточно хорошо. Они очень прагматичны, и если не понимают, зачем нужна та или иная дисциплина на практике, то не стремятся ее изучать. В этой связи мы предложили радикально другую структуру программы – растянули фундаментальные дисциплины на весь срок обучения, перетащив часть дисциплин на старшие курсы. Это позволило на освободившееся место разместить прикладные курсы, обеспечив студентов необходимыми компетенциями для выполнения проектов с первого семестра. Таким образом, мы сохранили и фундаментальный блок, и обеспечили заинтересованность студентов в обучении на младших курсах. Интересным положительным эффектом стало то, что студенты постепенно погружаются во все более сложные фундаментальные дисциплины, при этом используя прикладные навыки (программирование, 3D-моделирование и другие) для их более эффективного изучения. Например, студенты по программе «Интеграция и программирование САПР» в рамках изучения курсов по «Теории механизмов и машин» и «Сопротивления материалов» не просто запоминают формулы или осваивают специализированное программное обеспечение, а программируют построение деталей, выполнение расчетов. Рисунок 4. Структура «перевернутого» учебного плана по программе «Веб-технологии» Важной особенностью нового поколения студентов является когнитивная трансформация, вызванная активным внедрением информационных технологий. Мы уже не запоминаем телефоны и много другой информации. А для студентов уже, наверное, на физиологическом уровне непонятно, зачем запоминать и записывать лекции. Даже если очень надо, их всегда можно скачать в VK-группе. В этой связи лекции перестают работать как эффективный педагогический инструмент, и их нужно заменять на практические занятия, проектную деятельность, в рамках которой приходит осознание в необходимости приобретения теоретических знаний. На наших образовательных программах мы стараемся уменьшить процент лекций до 10-15%, а занятия проводить в компьютерных классах с проектором. Это позволяет преподавателю выбирать формат работы со студентами, переключаясь между лекцией и лабораторной работой. Кроме того, такой подход позволяет более активно привлекать преподавателей-практиков из индустрии, которые не имеют сильно развитых навыков для чтения лекций. – Есть ли у вас совместные обучающие проекты с компаниями, если да, то с какими и почему именно с ними? – Почти у всех образовательных программ есть индустриальные партнеры. Программу по веб-технологиям мы проектировали и запускали с Ассоциацией веб-разработчиков, программу по САПР – вместе с компанией Autodesk. А некоторые магистерские программы полностью спроектированы по заказу компаний. К их числу относятся программы по веб- и облачной информационной безопасности, по роботизированным беспилотным системам и эргономике.
Выбор компаний-партнеров был определен несколькими факторами – профессиональным кругом знакомств, мотивацией компаний к сотрудничеству и их готовностью инвестировать свои временные, а главное, интеллектуальные ресурсы. – Какие перспективы развития? Что планируете нового внедрять в учебные программы, в практику? – Мы активно развиваемся все четыре года и не собираемся останавливаться. В 2018 году мы прошли аккредитацию Рособрнадзора, доказав, что наша модель не противоречит, а лишь усиливает существующие федеральные государственные образовательные стандарты и другие нормативы. Весной у нас состоялся первый выпуск, мы одни из немногих провели открытую защиту дипломов с трансляцией в интернет и приглашением большого количества экспертов из индустрии. Мы оценили качество выпуска с точки зрения трудоустройства – свыше 90% студентов уже работают в ИТ-компаниях, хотя выпускники прошлых лет обеспечивали этот показатель только на уровне 30%. Сейчас мы столкнулись с новыми, во многом неожиданными, проблемами. Наши студенты, получившие навыки на втором курсе, начинают активно работать и отказываются участвовать в выполнении сложных проектов. Они уже знают текущую стоимость своей квалификации и времени, но при этом пока еще осознают необходимость дальнейшего развития. В итоге возникает парадокс – для их дальнейшего развития мы должны им платить за участие в проектах! Сначала это казалось нелепым, даже смешным суждением, но сейчас мы прорабатываем такие возможности. Мы создали студенческую веб-студию, запускаем в работу Центр САПР-разработки, включаем студентов в работу по заказам с жесткими сроками и высокой ответственностью. Это требует от нас постепенной трансформации в сторону корпорации, бизнес-компании, сохранив при этом наши академические процессы. Это серьезный вызов, но мы не боимся сложностей. Сайт: https://mospolytech.ru/fit. Беседовала Ирина Ложкина Комментарии отсутствуют
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|