Рубрика:
Карьера/Образование /
Рынок труда
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Вакансия: системный администратор Linux
Продолжаем публикацию цикла статей в помощь ИТ-специалистам, начинающим и опытным, которые озабочены проблемой своего трудоустройства. На этот раз мы обратились к представителям компаний, чьи сотрудники занимаются, в частности, и администрированием операционной системы Linux. Расспросили, какие требования они предъявляют к соискателям
- Какими знаниями и навыками должен обладать системный администратор Linux?
- Каков инструментарий системного администратора Linux?
- Каковы требования компании к уровню образования потенциальных сотрудников?
- Какие требования предъявляются к опыту работы?
- Есть ли особые требования, которые обусловлены спецификой деятельности компании?
Опечатка |
В номере 1-2 нашего журнала на стр.118 была допущена ошибка. На самом деле должность Дениса Якубовича – руководитель отдела персонала компании Promwad.
Мы приносим извинения нашему эксперту и читателям. |
КИРИЛЛ КОВАЛЕВ, старший технический специалист FastVPS LLC
1. Такой сотрудник должен обладать значительным техническим кругозором, так как сетевые взаимодействия подразумевают использование самых разных технологий, относящихся к разным уровням OSI. Надо быть и немного инженером-сетевиком, и веб-мастером. Однако так как знать все попросту невозможно, то, пожалуй, самый важный навык – это навык поиска необходимой информации.
3. На текущий момент дипломы иностранных учебных заведений и просто специализированные сертификаты рассматриваются, увы, с несколько большим вниманием, чем полученные в странах бывшего СНГ. Впрочем, опыт показывает, что любой диплом далеко не всегда говорит о наличии соответствующих знаний либо навыков.
По этой причине мы не ставим жестких требований по наличию профильного образования. При приеме на работу мы в обязательном порядке стараемся разобрать устно какие-то типичные задачи, а также предлагаем выполнить практическую часть повышенной (для неподготовленного человека) сложности.
Замечу также, что часть наших сотрудников имеет образование, вовсе далекое от IT, – например, бухгалтер-счетовод, инженер по проектированию вентиляционных систем и т.д.
4. Основной упор при приеме на работу мы делаем на желание осваивать предлагаемый фронт работ и резвость мышления в целом, а не на практический опыт (хотя и ценим его!).
Надо сказать, что намного удобнее для работодателя растить своих сотрудников, хорошо понимающих тонкости работы компании, чем устранять взаимные трения с уже состоявшимся специалистом, привыкшим к иному порядку работы.
У нас многие ключевые должности занимают люди, которые когда-то приходили на должность рядового сотрудника (возможно, не имея опыта работы в хостинге вовсе) и далее прошли весь путь до незаменимого члена коллектива.
5. Мы высоко ценим любовь к работе и стараемся подбирать именно таких людей в команду. Как правило, именно увлеченные люди имеют в активе множество полезных качеств – например, возможность работать в любое время и в любом состоянии.
Если человек по-хорошему «болеет» своим делом, то это несомненный плюс, мы требуем от наших сотрудников именно такого настроя.
ЮРИЙ ТРУХИН, эксперт по облачным технологиям InfoboxCloud
1. «Сферический администратор в вакууме» должен выбрать одну определенную область и развиваться только в ней. Чем меньше зона ответственности, тем глубже можно погрузиться в тонкости. Однако подобное – фантастика, так как, помимо кучи направлений, которые приходится закрывать, есть еще смежные области, без знания которых работать крайне проблематично (например, связанные с сетью). Так что главными и основными особенностями являются умение гибко мыслить («Ты же не Windows-администратор, мысли вне рамок!»), желание учиться и развиваться, умение быстро искать информацию и понимать, что ты находишь. И иметь огонь в глазах и море желания стать отличным профессионалом. Главное – постоянно учиться и совершенствовать результаты своей работы.
А базовые знания… Можно было бы назвать Apache, MySQL и т.д., но мы часто склоняемся к мысли, что базовых знаний не существует. Есть только то, с чем человек работал и что знает сам, а подходит это для задачи или нет, зависит от самой задачи.
2. Голова, консоль и поисковая система (именно в такой последовательности). Все остальное опционально. Разные задачи – разные инструменты. И даже для одной и той же задачи разные админы могут выбрать разные инструменты.
3. Обучаемость и общая адекватность. Плюс желание автоматизировать максимальное количество процессов, чтобы работать эффективнее. Хороший администратор Linux – немного программист.
4. Желателен опыт работы в хостинге, но не принципиален. Мы легко сможем проверить ваш уровень знаний в боевых условиях и сделать выводы.
5. Админ должен разбираться во всем. Понимать, как устроен технологический стек с самых основ. Практически все, где есть консоль, ложится на плечи Linux-админа – почтовые серверы, LAMP, DNS, Perl, OpenVZ, ZFS, RAID и т.д. Список можно продолжать долго. Вся сложность заключается в том, что, помимо внутренних проектов, мы работаем с клиентами, и зачастую клиенты генерируют весьма странные запросы, с которыми тоже приходится разбираться. Поэтому умение находить решения ранее нерешенных проблем важно.
ТАТЬЯНА БАХАРЕВСКАЯ, заместитель руководителя департамента эксплуатации Яндекса
1. Главные навыки системного администратора в Яндексе – быть ответственным и аккуратным, иметь желание работать в команде, расти и развиваться. Без этого набора качеств у нас работать сложно. Как говорилось в «Алисе в Зазеркалье»: «Нам надо очень быстро бежать вперед, чтобы оставаться на месте». Да и перед соседом по лестничной клетке за неработающий сервис краснеть тоже не хочется.
Технически системный администратор должен знать, чем команда top отличается от команды ps и зачем нужны файловые системы /proc и /dev, то есть быть знакомым с операционной системой Linux. Еще хорошо понимать, чем отличаются протоколы tcp и udp и зачем нужна команда tcpdump, и не бояться написать скрипт на bash. Это минимальный набор знаний для начала работы системным администратором.
Если он у вас есть, то его можно и нужно наращивать, решая все более и более сложные задачи. Сейчас у нас в компании работает много специалистов, которые несколько лет назад приходили новичками с базовым пониманием, а сейчас стали гуру мирового уровня. Могут и ядро похачить, и проектировать сервисы с учетом того, что нагрузка на них может вырасти в несколько раз за год, предотвращать аварии и быстро их устранять. Знают многое о сетевых протоколах и современном оборудовании, программируют на C++, понимают, когда применить Nginx и зачем нужны транзакции в базах данных.
2. Наши любимые вопросы на собеседованиях: «Как быстро проапгрейдить ядро и операционную систему на 100 одинаково настроенных серверах? А как быстро разложить программу, которую написал разработчик, на 100 серверах? А если серверов 1000? А если больше, и они в разных датацентрах, и пользователи не должны ничего заметить? А как проверить, что новое ядро или новая программа работает корректно на этих сотнях тысяч серверов?»
Это мы не для того придумали, чтобы жизнь потенциальным кандидатам усложнить. Это ежедневные и ежечасные задачи, которые необходимо решать. Понятно, что все приходится автоматизировать, автоматизировать и еще раз автоматизировать. Есть опенсорсные продукты, которые у нас тоже используются (например, тот же Chef), но очень много инструментов написано внутри компании – для установки серверов, обновления программного обеспечения на них, мониторинга и аналитики работы сервисов.
3. Особых требований к уровню знаний нет. Главное, чтобы было желание и опыт. Для тех, кто только хочет стать системным администратором, у нас есть курсы информационных технологий. Мы открыли их несколько лет назад, так как поняли, что готовых специалистов, умеющих работать с такими сервисами, как наши, на рынке труда мало. И понятно, почему так происходит. Систем, которые работают по схеме 24х365, располагаются в нескольких датацентрах, умеют при этом переживать отключение одного из них незаметно для пользователей и работать с большими объемами данных на различных Open Source-технологиях, не так много. Получить опыт работы с ними непросто. К тому же студенты не особо идут в системные администраторы, так как думают, что это в лучшем случае только поддержка офиса. Сложилось так, что профессию программиста выбирают чаще, потому что она понятнее.
Мы решили действовать и организовали для студентов и молодых специалистов бесплатные курсы, где на лекциях и практических занятиях можно многое узнать о системном администрировании, операционной системе Linux и о том, как с ее помощью мы решаем задачи в Яндексе. За все время проведения курсов мы взяли на стажировку более 50 человек. При этом мы не обязываем выпускников работать в Яндексе, а растим кадры для всей индустрии.
Также мы проводим олимпиаду по системному администрированию Root (root.yandex.ru). Ее задачи – популяризировать профессию системного администратора и повышать их квалификацию. Задания мы стараемся придумать посложнее – хотим, чтобы и наши студенты, и участники олимпиады поняли, что работа администратора сложная, важная и интересная.
5. Конечно! Наш системный администратор – это не угрюмый нелюдим в грязном свитере с пивом, который ненавидит всех пользователей, пришедших к нему с просьбой «компьютер починить». Требований к дресс-коду у нас, конечно, нет, но при этом системный администратор – это часть команды сервиса. Он регулярно общается с разработчиками, инженерами по тестированию и менеджерами. Помогает разрабатывать – обеспечивает команду разработческими и тестовыми средами. Думает о том, какое оборудование нужно использовать в проекте, разрабатывает SLA для сервиса, занимается установкой нового программного обеспечения на продуктивные среды, автоматизирует свою работу, занимается поиском неисправностей, резервированием и бэкапами, а главное – понимает, про что тот сервис, с которым он работает, и постоянно думает о том, как его улучшить.
Подготовил Игорь Штомпель
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|