Сертификация специалистов ИТ и кадровый голод. Что делать?::Журнал СА 12.2013
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
О журнале
Журнал «БИТ»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Вакансии
Контакты
   

ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ 2019


  Опросы

Какие курсы вы бы выбрали для себя?  

Очные
Онлайновые
Платные
Бесплатные
Я и так все знаю

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
28.05.2019г.
Просмотров: 1420
Комментарии: 2
Анализ вредоносных программ

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1542
Комментарии: 1
Микросервисы и контейнеры Docker

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 1169
Комментарии: 0
Django 2 в примерах

 Читать далее...

28.05.2019г.
Просмотров: 911
Комментарии: 0
Введение в анализ алгоритмов

 Читать далее...

27.03.2019г.
Просмотров: 1477
Комментарии: 1
Arduino Uno и Raspberry Pi 3: от схемотехники к интернету вещей

 Читать далее...

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Сертификация специалистов ИТ и кадровый голод. Что делать?

Архив номеров / 2013 / Выпуск №12 (133) / Сертификация специалистов ИТ и кадровый голод. Что делать?

Рубрика: Острый угол /  Острый угол

Алексей Лагутенков АЛЕКСЕЙ ЛАГУТЕНКОВ, MBA Kingston University UK, ITSM Manager, MCSE+I, MCSE:S:M, MCDBA, MCDST

Сертификация специалистов ИТ
и кадровый голод. Что делать?

В законопроекте Минкомсвязи не было бы ничего странного, если бы во все времена наша страна не была экспортером ИТ-кадров, а не импортером

Помните истерику в прессе? Конец 1980-х – утечка мозгов, математиков/программистов, 1990-е – утечка программистов/администраторов, 2000-е – США даже прекращает на некоторое время выдавать визы российским специалистам ИТ. Может, из-за переизбытка, а может, из-за мифической «русской киберпреступности». Неизвестно. Не это важно.

Все это время наша страна – неиссякаемый источник кадровых ИТ-ресурсов. Люди уезжали, а меньше их не становилось. Среди знакомых компьютерщиков в начале 2000-х не имели сертификата хотя бы MCP, CCNA или CNA только очень ленивые. Сертификация ИТ была модным, хотя, по правде говоря, абсолютно бесполезным делом. Работодателей сертификат ИТ не интересовал, он был непонятен и никак не отражался на зарплате. Но это хотя бы было престижно внутри тусовки.

Сейчас даже MCР – редкость. Куда все делось? Неужели, действительно все специалисты уехали? Вряд ли. Корень зла скорее всего не в отсутствии кадров, а в изменении самой концепции мира ИТ.

Романтизм 1990-х, когда сборка и запуск компьютера были приключением, а создание сети – искусством, безвозвратно прошел. Компания до 100-200 человек теперь может совершенно свободно купить готовый роутер из коробки за несколько тысяч рублей, который не требует настройки, купить Synology вместо сервера хранения и сотню-другую ноутбуков или моноблоков, которые также уже готовы к работе, в том числе и в сети. Настраивать ничего не надо. Программное обеспечение – большей частью коробочные решения, адаптированные к большинству видов деятельности компаний сразу, без усилий.

Бородатый мальчик – компьютерщик, с горящим взглядом ползающий с проводами по офису компании или переписывающий самостоятельно конфигурацию 1С «с нуля», – стал никому не нужен. Если что-то ломается, то это просто заменяется чем-то новым, из коробки. Будь то ноутбук, принтер, роутер или программное обеспечение. Умерла та прослойка начинающих специалистов, из которых впоследствии получались системные инженеры, программисты и CIO.

Еще больший удар по кадрам нанесли сами компании – ИТ-гиганты. Проблемы с сертификацией и знаниями в этой области известны давно. Во-первых, гигантов долгое время упрекали в отсутствии фундаментальности ИТ-знаний и сертификаций. С одной стороны, правильно – какое дело той же Мicrosoft, понимает человек, как работает программное обеспечение на низком уровне, или нет, если специалист сертифицируется по одному-единственному продукту Windows? Достаточно уметь правильно поставить галки в нужных местах и нажать «Ок». Вроде бы претензий нет.

Но теперь сертифицированный человек становится активным проповедником решений Microsoft, и он выступает как бы от имени Microsoft, хочет компания того или нет. Конечно же, можно это ограничить всякими лицензионными соглашениями, что мы как компания не имеем никакого отношения к данному сертифицированному нами человеку, да и вообще его сертифицирует совершенно третья компания, а не мы. Мы только бумажку ему даем. Знать не знаем, кто это, и знать не хотим, чем он занимается.

Вместо поддержки от ИТ-гиганта новый специалист получает бумажку и значок. Никакого объяснения ценности этой бумажки в средствах массовой информации не проводится. Знания определенного продукта – они есть, конечно, но из-за отсутствия фундаментального базиса специалист часто подвергается насмешкам: типа Сертифицированный Профессионал, а мышку подключить не можешь. Многих это не останавливает, продолжают учиться дальше. И вот тут начинаются приключения.

ИТ-гигант выпускает новый продукт, и в сжатые сроки необходимо немедленно пересдать все экзамены или лишишься всех заработанных дипломов, статусов и бантиков. С одной стороны, тоже правильно: интересен лишь специалист по современным продуктам и не интересен с устаревшими знаниями. Но есть одна тонкость.

Человек, имеющий с десяток-другой сертификаций, уже оказал ИТ-гиганту ощутимые услуги. Наверняка где-то с помощью этого специалиста были жестко внедрены продукты именно этого вендора, хотя выбор наверняка был. Но вместо благодарности вендора, вместо поддержки человек с сертификатом получает ограниченное время на пересдачу нового продукта, по объему затрачиваемого времени совпадающее с полной сдачей всех экзаменов по этому продукту с нуля.

Многие небольшие компании не хотят обновлять уже имеющийся работающий софт на более свежий. Ну нет в таких затратах абсолютно никакой необходимости, но сертифицированному-то специалисту что делать? Как выкручиваться? Если не сдать новый продукт, все сертификаты пропадут. Естественно, что небольшая компания не будет оплачивать работнику обучение и экзамены по продукту, который никто не собирается внедрять. Все придется делать за свой счет. Получается, что человеку с сертификатом как бы намекают: «Тебя никто не заставлял сдавать эти экзамены, так что теперь давай плати денежки и трать время, иначе все пропадет».

Действия ИТ-гиганта в этой области напоминают действия драгдилера. Сначала: «Попробуй этот наркотик. Всего один раз. Смотри, ты станешь умным, уважаемым, тебя все полюбят». Потом: «Давай плати (сдавай экзамены) или испытывай ломку от того, что ты убил кучу времени на сертификацию, которая через два месяца станет недействительна и никому не нужна».

Можно сказать, что это все внутренние дела ИТ-гиганта, как обращаться со своим сертифицированным персоналом. С другой стороны, в последнее время мы наблюдаем, как у этого самого гиганта закрываются линейки продуктов, прекращается работа технической поддержки. Гигант мечется в агонии, пытаясь вытягивать малоприбыльные направления и убивая совсем убыточные. Это было бы полностью его дело, но эти действия затрагивают всю ИТ-отрасль в целом. Настолько, что Россия уже ощущает это на себе. Какой дурак сейчас будет тратить время на изучение ИТ-продуктов и подготовку к экзаменам, если от продукта могут в любой момент отказаться? Да и зачем забивать голову знаниями, которые через пару лет станут абсолютно никому не нужны?

Теперь отклонимся немного в сторону. Автора этой статьи шокировала реклама Windows 8 и Internet Explorer по телевидению. В то время как во всех средствах массовой информации говорится, что объем рынка рекламы в Интернете превысил таковой на телевидении, Micrisoft считает необходимым – ВНИМАНИЕ! – рекламировать браузер на телевидении! Налицо, похоже, кадровый кризис и в самой компании, правда, уже в области маркетинга.

Вряд ли реклама на телевидении того же IE или игр для Xbox принесет хоть какой-нибудь видимый результат. А ведь эти деньги можно было потратить с большей хитростью и искушенностью, просто использовав хорошо зарекомендовавший себя опыт университетов. Например, закрытые клубы выпускников, встречи профессионалов на всевозможных выставках и конференциях (за счет устроителей выставок и конференций, разумеется, не за счет ИТ-гиганта), посвященных ИТ.

Это позволило бы убить многих зайцев: собирать внятную обратную связь от квалифицированных пользователей своих продуктов, сплотить сертифицированных ИТ-профессионалов (которые, кстати, не в штате компании и не получают зарплату) в команду, сделав их агрессивными проводниками продуктов.

Почему, например, компании Apple нет необходимости что-либо рекламировать? Потому что ее продукты рекламируются самими покупателями. Любой гаджет – это уже принадлежность к премиальной группе. Для такой принадлежности ничего не надо делать, необходимо лишь приобрести любой один продукт Apple. Почему бы не позаимствовать концепцию, не сделать сертификацию престижной, премиальной?

Почему бы вместо рекламы IE не отснять ролик, показывающий, насколько круто быть сертифицированным специалистом? Почему бы не ввести очевидные знаки различия для разных уровней сертификации, по аналогии с воинскими званиями, чтоб уровень ИТ-знаний человека был сразу виден окружающим? Почему бы не сделать базовый уровень сертификации, который показывает общий высокий уровень знаний человека в области ИТ, а уже на его основе не проводить сертификации по конкретным продуктам? Почему бы не освещать широко в Интернете, на телевидении и в прессе истории успеха сертифицированных мальчиков и девочек? Например: «Я был простым продавцом ноутбуков, но, сдав экзамен и подтвердив свой высокий профессионализм, стал заместителем директора салона!» Это заход в малый и средний бизнес. Что еще может лучше мотивировать широкую аудиторию на занятия самообразованием и на покупку продуктов компании? Слишком много «почему» без ответа.

Кстати, эти замечания касаются не только Мicrosoft, но и всех ИТ-гигантов. Сертификация знаний по определенным продуктам изжила себя в конце 2000-х. Если сейчас не поторопиться превратить эту область образования в нечто подобное социальной сети с офлайновым общением, с очевидными, пусть и нематериальными, выгодами, через некоторое время мы не увидим профессионалов ИТ вообще.

С одной стороны, это даже хорошо: зарплаты имеющихся специалистов поднимутся. Цена поддержки будет расти (из-за уникальности специалистов), возможности по привлечению сторонних кадров будут минимальны. Просто некого будет привлекать.

С другой стороны, кто будет продвигать в массы преимущества ИТ-решений определенного вендора? Да, крупнейшие гиганты – потребители ИТ-услуг будут по-прежнему охвачены, но это рынок крайне узкий. Как станет вести себя наиболее широкий сектор малого и среднего бизнеса? Покупать то, что дешевле, в коробках, без настроек. Это означает конкуренцию не по качеству продукта, а по цене. Упомянутых выше ИТ-гигантов никогда не отличала экстремально низкая цена продукта, да и с точки зрения экономики ценовая конкуренция – самый худший вариант. Это один шаг до демпинга, а потом до банкротства. Время что-то серьезно менять…


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru