Весь мир – игра::Журнал СА 10.2012
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Электронный документооборот  

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Область применения технологий электронной подписи с каждым годом расширяется. Все больше задач

 Читать далее...

Рынок труда  

Системные администраторы по-прежнему востребованы и незаменимы

Системные администраторы, практически, есть везде. Порой их не видно и не слышно,

 Читать далее...

Учебные центры  

Карьерные мечты нужно воплощать! А мы поможем

Школа Bell Integrator открывает свои двери для всех, кто хочет освоить перспективную

 Читать далее...

Гость номера  

Дмитрий Галов: «Нельзя сказать, что люди становятся доверчивее, скорее эволюционирует ландшафт киберугроз»

Использование мобильных устройств растет. А вместе с ними быстро растет количество мобильных

 Читать далее...

Прошу слова  

Твердая рука в бархатной перчатке: принципы soft skills

Лауреат Нобелевской премии, специалист по рынку труда, профессор Лондонской школы экономики Кристофер

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9954
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8163
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8264
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5231
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5919
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Весь мир – игра

Архив номеров / 2012 / Выпуск №10 (119) / Весь мир – игра

Рубрика: Карьера/Образование /  Компании-лидеры

Владимир Гаков ВЛАДИМИР ГАКОВ, журналист, писатель-фантаст, лектор. Окончил физфак МГУ. Работал в НИИ.  С 1984 г. на творческой работе. В 1990-1991 гг. – Associate Professor, Central Michigan University. С 2003 г. преподает в Академии народного хозяйства. Автор 8 книг и более 1000 публикаций

Весь мир – игра

С легкой руки компании Atari начался «игровой бум» 1970 – 1980-х годов. И сегодня она по-прежнему в группе лидеров на рынке компьютерных игр

Желанный и жизненно необходимый «товар» для миллио-нов, подсевших на компьютерные игры, одной из первых начала поставлять на рынок американская компания с «восточным» названием – Atari, в ноябре этого года справляющая свой 40-летний юбилей.

Что в имени тебе моем?

За четыре десятка лет транснациональная корпорация, долгое время занимавшая лидирующее положение на рынке компьютерных игр и игровых приставок, много раз меняла название. Точнее, «Atari», как правило, присутствовало, но к экзотическому словечку постоянно добавлялись какие-то приставки – на сей раз словесные. Начиналось все с Atari Inc., затем компания разделилась на Atari Games Inc. и Atari Consumer Electronics Division, последняя была переименована в Atari Corporation, позже – в Atari Interactive, в Infogrames Interactive.

Нолан Бушнелл, инженер-электронщик и бизнесмен
Нолан Бушнелл, инженер-электронщик и бизнесмен

…В конце концов после долгой череды слияний, поглощений и «цивилизованных разводов» компания вернулась фактически к исходной точaке. Сегодня производитель компьютерных игр и прочего «харда» и «софта», связанного с компьютерными развлечениями на дому, снова называется Atari Inc. В этой на первый взгляд суматошной чехарде переименований, как и в любом безумстве, тоже есть своя система. Потому что рынок игровой компьютерной индустрии за послед-ние десятилетия порядком трясло. И главным игрокам на этом рынке порой приходилось реагировать лихорадочно, быстро и рефлекторно – как их главным потребителям, впившимся глазами в мониторы своих игровых приставок.

Но все по порядку.

В 1966 году начинающий бизнесмен и дипломированный инженер-электронщик Нолан Ки Бушнелл в своей alma mater, Университете штата Юта, впервые увидел игру Spacewar!.

Это была весьма продвинутая для своего времени «стрелялка» с двумя инопланетными НЛО в качестве мишеней. Увидел это чудо Бушнелл на мониторе большого компьютера, поскольку домашних в конце шестидесятых еще не было и в помине. И тогда, как гласит корпоративная легенда, Бушнелл, человек глубоко верующий (активный член общины мормонов), к тому же только что вступивший в возраст Христа, решил, «что это хорошо» (в смысле – имеет хороший рыночный потенциал). Нужно было только научить играть в аналогичные «стрелялки» игральные автоматы, а в перспективе сделать эту и подобные ей игры доступными для миллионов игроков, которые смогут часами просиживать за любимым занятием не в барах и рабочих местах (последнее касалось касты избранных, имевших доступ к Машине, – программистов, лаборантов, научных сотрудников), а в комфортных домашних условиях, стреляя по разнообразным неопознанным и опознанным летающим, едущим, бегущим, ползающим и плавающим объектам и субъектам с помощью электронных приставок, подсоединенных к обычным телевизорам.

Бушнелл вместе с коллегой Тедом Дэбни принялся разрабатывать такую домашнюю игровую приставку (фактически компьютер ограниченного действия), а также вариант играль-ного автомата для подобных видеоигр. В качестве первой – тестовой – была выбрана та же Spacewar!, на базе которой и создана игра под названием Computer Space, предназначенная для прокрутки на игральном автомате.

Тед Дэбни – сооснователь компании
Тед Дэбни – сооснователь компании

Однако первый блин вышел по обыкновению комом. Игру купила компания Nutting Associates, специализирующаяся на начинке для игральных автоматов, однако посетители баров, где в основном и находились упомянутые аппараты (время залов видеоигр было еще впереди), к новинке отнеслись с прохладцей. Как говорится, не тот контингент – слишком сложно по сравнению с привычным бильярдом! Хотя продали этих игральных автоматов тогда на сумму немалую – более $3 млн.

Бушнелл и Дэбни задумались и основали собственную компанию Syzygy Engineering для разработки компьютерных игр. Для того чтобы сделать их максимально понятными и простыми в обращении, а следовательно, максимально привлекательными для широких играющих масс, компания наняла на работу специалиста узкого профиля – инженера-конструктора Эла Элкорна. И уже в мае 1972 года, познакомившись с новой серией игр Odyssey компании Magnavox (хитом там была игра «Теннис»), Бушнелл поручил молодому специалисту разработать нечто подобное – игру на базе того же «Тенниса», но приспособленную для игровой приставки.

Элкорн с задачей справился, и в результате появилась одна из самых популярных игр того времени – элементарный, но на редкость захватывающий «Понг». Вообще-то это, конечно, симулятор всем знакомого пинг-понга, но почему-то и в английском языке, и в переводах на русский за компьютерной игрой закрепилось сокращенное «понг».

Игры новичков

До создания компании Atari оставался один шаг. Дело в том, что друзья и партнеры во-время обнаружили, что в Калифорнии уже зарегистрирована компания с названием Syzygy (термин «сизигия» пришел из астрономии и обозначает выравнивание в одну линию трех или более небесных тел – грубо это «парад планет»). Нужно было изобретать что-то новое, и Бушнелл выбрал типично игровое название: Аtari. Атари-го называется одна из разновидностей самой популярной (если брать в учет число играющих) игры на планете, пришедшей из Китая, – игры го. Точнее, это ее упрощенный вариант, с которого начинают учить играть в го маленьких детей. А еще так называют игру новичков, которые вместо территориальной экспансии (главной цели этой сложной стратегической игры), гоняются за каждым камушком (фишкой) противника... Согласитесь, для компании, начинающей игровой бизнес, название – прямо в яблочко!

В июне того же года в той же Калифорнии была зарегистрирована компания Atari, которую возглавил Бушнелл. К этому времени первая ласточка – игра «Понг» – была почти готова. Но прежде чем выпустить ее на рынок, новоиспеченной Atari пришлось отразить упреждающий «гас» соперника. Прознав о новом продукте конкурента, компания Magnavox сочла себя «обворованной» (уж больно новая игра напоминала ее собственную – не правда ли, знакомая, вечно актуальная история?). И чтобы не доводить дела до суда, Бушнеллу пришлось заплатить Magnavox отступные в виде лицензии. Впрочем, Atari немного потеряла – первые же результаты продаж «Понга» показали, что стратегия в затеянной Большой Игре была выбрана верно.

Вариант игры «Понг» для автомата (аркадный) состоял из обычного черно-белого телевизора, который можно было купить в любом супермаркете, и специальной консоли, снаб-женной приемником монет. Последний разработчики, не мудрствуя лукаво, просто «содрали» с аналогичного устройства в стиральных машинах, установленных в прачечных-автоматах.

Полный комплект игровой приставки Atari 5200 Atari 800 – возрожденная легенда 80-х годов
Полный комплект игровой приставки Atari 5200 Atari 800 – возрожденная легенда 80-х годов

Первый такой игральный автомат появился в одном из баров калифорнийского городка Саннивейл. Успех был грандиозный – люди часами томились в очереди, чтобы дорваться до манящей «игрушки»! Кажется, успех не заметили и не оценили по достоинству только первые партнеры Atari по переговорам – та же Nutting Associates и другие компании «игорного» профиля. Убедившись в непробиваемом консерватизме последних, руководство Atari решило перепрофилировать бизнес – отныне заниматься разработкой не только игрового софта, но и соответствующего «железа» – игральных автоматов.

Вскоре к последним прибавились и игровые приставки. В начале 1976 года компания MOS Technology выпустила на рынок восьмиразрядный 6502-й микропроцессор. И в рас-поряжении разработчиков из Atari появилось наконец то, чего им остро не хватало, – быстродействующий и одновременно не слишком дорогой процессор для приставки, на котором можно было бы проигрывать все к тому времени выпущенные компанией игры (общим числом четыре штуки). Так на свет появилась модель Atari 2600 – одна из самых успешных игровых приставок в истории.

И тут Бушнелл, перед которым, казалось бы, открылись поистине сверкающие перспективы, неожиданно… продал свою компанию медиагиганту Warner Commynications! В том же году – примерно за $30 млн! Может быть, глава Atari догадывался, что на другом конце планеты циники давно придумали модификацию известной поговорки «Большому ко-раблю – большое плавание», заменив «большое плавание» «большой пробоиной»… Как бы то ни было, предстоящая раскрутка новинки требовала значительного финансирова-ния, а такими свободными средствами Бушнелл не располагал.

На часть вырученных денег по-прежнему глава (но уже не владелец) Atari купил себе роскошный особняк, до того принадлежавший «кофейному магната» Питеру Фолджерсу, и поселился там вместе с многочисленным семейством (хоть он и приверженец мормонской церкви, жена у Бушнелла одна, а вот детей – восемь!). А спустя три года покинув Atari, начал плодить – кроме детей – еще и, как сейчас говорят, стартапы.

Всего сегодня на счету Нолана Бушнелла более двух десятков основанных им компаний. В их числе – сверхуспешная сеть семейных развлекательных центров Chuck E. Cheese’s Pizza-Time Theatres (вместе с Чаком Чизом), объединяющая, как следует из названия, закусочную быстрого питания, зал видеоигр, а также рассчитанный на самых маленьких мини-парк «аттракционов» – качелей, каруселей, шведских стенок и прочего. Кроме того, Бушнелл создал компанию по разработке образовательных компьютерных программ, реа-лизуемых через те же игры, – Brainrush, которую считает своим самым большим успехом в жизни.

Игромания преследования

Мир бизнеса, напротив, по сей день считает самым успешным предприятием Бушнелла его Atari, с которой, собственно, и начался «игровой бум» 1970 – 1980-х, позднее транс-формировавшийся в нынешнее игровое поветрие. Но играет поколение Homo Ludens (если кто не в курсе, то в переводе с латыни это «человек играющий»), конечно, уже на качественно иной технике.

Став подразделением Warner Communications, основанная Бушнеллом компания сразу же вослед успешной 2600-й модели начала разрабатывать очередную новинку. На сей раз это был один из прототипов будущего персонального компьютера, но не универсальная машина, какими в скорости стали Apple II и IBM PC, а более ограниченная в своих функциях. Легко догадаться, что главное ограничение состояло в изначальной заточке нового агрегата под компьютерные игры. Так и получилось: снабженные клавиатурой и подсоединяемые к обычному телевизору модели Atari 800 и Atari 400 для продвинутых компьютер-ных фанатов представляли меньшую ценность, чем тот же Apple II. Но у менее придирчивых пользователей, желавших лишь наиграться всласть и до потери пульса, успехом пользовались не меньшим.

В «игровые восьмидесятые» эти машины также завоевали рынок. Дело дошло до того, что продажи вышеупомянутых домашних компьютеров и игровых приставок Atari 2600 при-носили медийному гиганту Warner до трети всей его выручки. Само же детище Бушнелла на тот момент стало самой быстрорастущей компанией в истории американского бизнеса.

Atari Lynx – портативная игровая консоль
Atari Lynx – портативная игровая консоль

Случались у Atari и временные спады, и значительные падения. Например, откровенной неудачей ознаменовался выпуск в 1982 году двух широко разрекламированных игр – Pac-Man и ET («Инопланетянин»), созданной по мотивам нашумевшего научно-фантастического фильма Спилберга. В результате миллионы нераспроданных картриджей для приставок были выброшены на гигантские свалки отходов в пустыне Нью-Мексико! Ну а когда годом позже рухнул разом весь рынок компьютерных игр, компания потеряла более полумиллиарда долларов. После чего Warner Communications начала лихорадочный поиск возможного покупателя для Atari.

Тем более что на «японском горизонте» замаячил нешуточный конкурент – доселе никому не ведомая компания Nintendo. Японцы, кстати, поначалу протянули Atari «трубку мира» – предложили стратегическое партнерство для того, чтобы лидировать на рынках обеих стран. Дело шло к заключению соглашения, но все испортил третий лишний – американская компания Coleco, выпустившая новый компьютер Adam со встроенной игрой «Осленок Конг» от… Nintendo! Руководство Atari пришло в ярость, обвинив японцев в двойной игре. На самом деле, ошибку совершили юристы Atari, обговорив покупку прав на флоппи-диск с «Осленком», но не на картриджи с той же игрой. А именно с них последняя загружалась в компьютер Adam.

В результате скандала глава Atari Рэй Кассар ушел в отставку, а японцы отказались от альянса с янки, решив завоевывать их рынок в одиночку. Что им со временем удалось.

Все это не могло не отразиться на отношении руководства Warner Communications к своему «проблемному» подразделению. И в 1984 году подразделения Atari, ответственные за выпуск приставок и домашних компьютеров, были проданы за $240 млн Джеку Треймилу, в недавнем прошлом основателю Commodore International, одной из компаний-конкуренток Atari. Само же детище Бушнелла сменило название на Atari Corporation. Оставшееся у Warner подразделение Atari Games было продано годом позже компании Namco.

Игра на износ

Сменив название, компания не поменяла приоритетов. Главными по-прежнему были два стратегических направления – игровые приставки и домашние компьютеры. Во второй половине 1980-х и в начале следующего десятилетия увидели свет коммерчески успешные 16-битная и усовершенствованная 8-битная линейки компьютеров (серии XT и XE соответственно), IBM-совместимые «персоналки» и работающий на MS-DOS первый карманный (palm-size) персональный компьютер Atari Portfolio, ноутбук (тогда еще «лэптоп», если кто помнит) ST BOOK и другие модели.

А вот широко разрекламированная, но не поспевшая на рынок к очередной предрождественской распродаже карманная же («размером с ладошку») игровая консоль с цветным экраном Atari Lynx не оправдала возложенных на нее надежд и в результате уступила рынок черно-белой сопернице от Nintendo – знаменитой Game Boy. Вдобавок ко всему Atari вчинила конкурентке иск в четверть миллиона, обвинив Nintendo в монополизации рынка, и проиграла! Уступила японским соперницам – на сей раз Sony (с ее PlayStation) и Sega (с Saturn) – и последняя консоль Atari Corporation – Jaguar.

В 1996-м последовала новая смена названия – Atari слилась с компанией JT Storage Inc., специализировавшейся на производстве жестких дисков. Но и от образовавшейся в результате JTS Corporation детище Бушнелла, подобно русскому фольклорному колобку, снова ушло – спустя два года Atari была продана компании Hasbro Interactive. Причем за смешную цену – $5 млн!

Под очередным новым названием Atari Interactive компания относительно благополучно «отыграла» три года, а затем сменила уже не имя, а «гражданство»: Hasbro вместе со все-ми своими подразделениями сама была продана французскому электронному издательству Infogrames Entertainment SA (IESA) и отныне называлась Infogrames Interactive, Inc. Правда, новым собственникам хватило ума не менять уже ставший знаменитым бренд.

Он, кстати, успел породить даже незаконных клонов вроде компьютерной игры Atari 10-in-1 и приставки с «колесным» игровым контроллером (предшественником современных джойстиков) Atari Paddle Games, к детищу Бушнелла никакого отношения не имевших! Поэтому все продукты от Atari отныне носили «родовое» имя. Сама же компания была переименована в Atari Interactive, но второе слово со временем куда-то улетучилось. И сегодня мы называем компанию тем же именем, которое дал ей при рождении Нолан Бушнелл: Atari Inc.

О том, что компания по-прежнему находится в группе лидеров на рынке компьютерных игр, свидетельствует название двух сборников лучших игр, выпущенных в 2005 – 2006 годах. Название сборников скромное – «Шедевры от Atari», но никто не подвергает со-мнению такую самооценку. Как несомненно и то, что в недалеком будущем аналогичного титула удостоятся некоторые из сегодняшних хитов – таких, как серия лицензионных игр Dragon Ball (по мотивам популярных японских аниме) или игр по мотивам не менее популярных научно-фантастических фильмов (и киносериалов) «Звездный путь», «Хроники Риддика» и «Матрица». Игры последней серии, кстати, остаются одними из самых дорогих (имеется в виду производство) в истории.

В апреле 2010 года в руководстве Atari произошли очередные перестановки – покинул свой пост в совете директоров бывший CEO Дэвид Гарднер. Но самое любопытное, кто занял его место. Вы не поверите – Нолан Бушнелл!

Иногда они возвращаются…


Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru