Рубрика:
Гость номера /
Человек номера
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Мечты сбываются
Глава одноименной фирмы Майкл Делл не боится ставить нереальные задачи и планомерно воплощать их в жизнь.
Всем известен сюжет пресловутой «американской мечты»: бедный юноша просыпается богатым и знаменитым после энного количества перипетий, бедная и гордая девушка выходит замуж за принца… И так далее и тому подобное. Является ли судьба миллиардера Майкла Делла, владельца одноименной компании, новой историей воплощения американской мечты? И да, и нет. В марте этого года на вручении мистеру Деллу награды с претенциозным названием «Патриот цифровых технологий» его коллега по сфере IT, президент Google, Inc. Эрик Шмидт сказал: «Майкл одновременно мечтатель и живой человек. В роли мечтателя он перестраивает промышленность. Как живой человек, он работает с людьми, чтобы осуществить это. Именно эта комбинация, я думаю, делает его работу столь эффективной». Если проследить жизненный путь Делла, окажется, что от мечтателя в нем ничего и нет. Потому что, начиная мечтать о чем-то, он сразу воплощает свою мечту в реальность. И сбоев за 42 года практически не было, а если и бывают неполадки, то скорее по вине коллег и сподвижников. В конце концов, нельзя объять необъятное, даже если ты слывешь с младых ногтей вундеркиндом…
8 лет
Хочу заниматься делом
В любом другом обществе над маленьким мальчиком, который решил закончить школу экстерном как Майкл, просто бы посмеялись. Это что значит – «не желаю учиться в старших классах, в жизни хватает важных дел»? Но только не в Америке. В этой стране деловой подход приветствуется, и неважно, сколько тебе лет… У юного Делла, правда, не вышло сразу обойти такую глыбу, как государственное образование, но только потому, что родители были достаточно консервативными людьми. Сами они учились как положено – в школе, в вузе, получили уважаемые профессии ортодонта и брокера, и представляли, что сын пойдет по стопам отцам, тоже станет медиком. Однако Майкл оказался не просто упрямым мальчиком, но и целеустремленным. Параллельно с учебой он стал готовить себя к взрослой жизни. Торговал марками (заработал две тысячи долларов), продавал подписку на городскую газету Houston Post (заработал 18 тысяч долларов). Но главным событием его школьной жизни стало знакомство с персональным компьютером. Майкл Делл был семиклассником, когда в своей школе в Хьюстоне, штат Техас, он впервые попал к экрану монитора, и, по его словам, «был весьма восхищен тем, что мог дать новый инструмент». В пятнадцать лет Делл купил свой собственный комп фирмы IBM и «тут же разобрал его, потому что хотел узнать, как он работает». Итак, дело, о котором американец мечтал еще в раннем детстве, нашло своего героя! Как и в случае со школой, которая встала поперек славной биографии Делла, Майкл-пользователь компьютера, потребитель продукции компьютерной фирмы, а также клиент дилера, который продал ему машину, заметил несколько серьезных недостатков: «Первое – путь от производителя до потребителя очень долог, часто год и более. Второе – розничные компании неэффективны, продают компьютеры с весьма солидной наценкой. Третье – люди, продававшие компьютеры, зачастую почти ничего о них не знают, и, хуже того, не могут предоставить поддержки и сервиса. Может, у кого-то другой опыт, но это то, что я видел». Цитата современная, но юный Делл думал точно так же, иначе не стал бы разбирать сложную технику, купленную за свои кровные. Он просто знал, что благодаря множеству умных справочников можно легко вернуть все детали на место. Сегодня, кстати, такой номер не прошел бы. Майкл смеется: «Сейчас, если вы снимете корпус одного из компьютеров, которые мы производим, то увидите внутри большой черный чип с надписью «Пентиум», и 260 контактов, соединяющих его с клавиатурой, и у вас не будет ни малейшего понятия, как эта штука работает. И не думаю, что кто-то вам об этом расскажет». Мечта о своем деле приобрела вполне реальные очертания – исправить чужие ошибки и заработать на этом.
19 лет
Хочу быть знаменитым и богатым
Делл вспоминает: «В 1984 году, в конце моего первого курса в университете Техаса я основал нашу компанию. Идея была простой: продавать компьютеры непосредственно потребителям. И мне повезло, что я жил в Америке, где новые идеи могут пробиться, даже если они исходят от 19-летнего юнца, покинувшего колледж». Реверанс в сторону системы ценностей родной страны вполне искренний: свобода предпринимательства позволила Майклу создать фирму Dell Computer, выбиться в люди и очень скоро доказать родителям, что он не зря покинул первый курс биологического факультета Техасского государственного университета. Через много лет корреспондент спросил Делла: «Нет ли у вас чувства, что вы что-то упустили, бросив колледж? Например, курс истории искусств?» – «Нет, не историю искусств! Я был в колледже целый год, так что успел получить многое из того, ради чего люди поступают в вуз. Я полагаю, что, занимаясь тем, чем я занимался, я научился гораздо большему, чем если бы оставался студентом».
В чем состоит революция, которую совершил техасский паренек Майкл Делл, хорошо известно: он предложил своим клиентам, частным лицам и организациям, компьютеры на заказ, под нужды каждого конкретного покупателя, он значительно снизил цены, убрав из системы продаж посредников, он организовал систему мгновенного сервиса. И теперь его партнеры делают ему комплименты, сильно смахивающие на фрагменты учебника «Успешный бизнес, как его организовать».
Форд» модели «Т» сделал автомобиль доступным массам, Майкл Делл сделал то же с компьютерами
Пол Отеллини, президент Intel Corporation: «Если бы Майкл не изобрел свою первую модель, бизнес был бы намного меньше, персональные компьютеры – намного дороже и доступны гораздо меньшему количеству людей в мире. «Форд» модели «Т» сделал автомобиль доступным массам, Делл сделал то же с компьютерами».
Мег Уитмэн, президент eBay Inc.: «Компьютеры и Интернет стали потрясением для нашего поколения. Это явление столь же важное, как и промышленная революция на рубеже веков в смысле влияния на общество, образование, здравоохранение, на все важные аспекты жизни общества. Компания Dell, сам Майкл были на переднем крае этой революции. Сколько людей вы знаете, у которых есть персональные компьютеры или ноутбуки компании Dell? Практически у всех».
Гэри Шапиро, президент CEA: «Он корпоративный лидер, деловой лидер, лидер в области защиты окружающей среды, но одновременно – жесткий конкурент. Он настоящий новатор».
Знаменитым – стал, богатым – несомненно. Он миллиардер и крупнейший держатель акций собственной компании. А ведь в такое сказочное будущее не верили ни родители, ни первые партнеры по бизнесу…
36 лет
Хочу красавицу-жену, детей, дом…
В 2001 году, в зените славы, когда продажи компании Dell взлетели до 32 миллиардов долларов (сравните с цифрой 1991 финансового года – 546 миллионов), корреспондент популярного делового издания «Fast Company» Чарльз Фишман буквально прорвался на интервью со звездой сферы IT.
Штаб-квартира компании Dell в Раунд Роке была как непреступный форпост для «акул пера» с личными вопросами. Но журналист как-то сумел упросить уделить ему немного времени, и узнал кое-что о семье и привычках Майкла.
Опишите ваш рабочий день.
Встаю в 5.45 или 6. Зарядка. Бег. Или штанга. Или плавание. В 7.15-7.30 отвожу детей в школу и еду на работу.
Вы готовите детям завтрак?
(Выглядит озадаченным.) Не совсем. Они знают, что им делать. Один раз я испек им оладьи (смеется). Первая порция была не очень, зато вторая уже лучше.
В этом вся система Делла! Я всегда учусь на своих ошибках.
Приезжаю домой около 6.30 и провожу время с семьей, ужинаю с детьми. Я с этим хорошо справляюсь.
Немного работаю с электронной почтой, пока дети готовятся ко сну. Читаю им что-нибудь на ночь и укладываю их. Когда они ложатся, возвращаюсь к почте. Это прекрасное время для работы. Тихо. И все остальные тоже работают.
А чем в это время занимается ваша жена?
Своей почтой. А я стараюсь лечь спать в 10.30.
Вы не любитель телешоу?
(Выглядит озадаченным.) Нет.
Согласитесь, трудный собеседник. Ответы Делла лаконичны, а чувство юмора, замечает корреспондент, у него «пересохло». Майкл сбежал с интервью, обидевшись на какой-то шуточный вопрос.
На мой взгляд, такой стиль поведения доказывает, что Майкл – счастливый муж и отец. Его супруга Сьюзен – симпатичная женщина, которая одновременно воспитывает четверых детей, старшему из которых всего 14 лет, производит женскую одежду, владеет бутиком в Остине и вместе с мужем занимается благотворительностью в Фонде Майкла и Сьюзен Делл, созданном для помощи детям из малоимущих семей по всему миру.
Известно также, что Делл воспитывает своих отпрысков, во многом опираясь на свой деловой опыт, который изобилует не только розами, но и терниями. Они не ждут, что папа вручит каждому по паре миллионов долларов и позволит наслаждаться жизнью, наследники Делла понимают уже сейчас, что придется трудится, и серьезно. Майкл строг: «Когда я был ребенком, мои родители говорили, что я должен съедать все, что мне дают, так как в мире множество детей, которые голодают… Теперь я говорю своим детям, что они должны выполнять домашние задания, потому что в мире много детей, желающих занять их рабочее место!»
42 года
Хочу быть «впереди планеты всей»
Сегодня «Делл» снова на пике популярности. Но повод скорее печальный – в фирме большие неприятности. Объемы реализации продукции сократились на 9%. Компания уступила место на компьютерном рынке основному конкуренту – Hewlett-Packard, которая на данный момент контролирует 17-18% рынка, а «Делл» – всего 14-15%. Фирма понесла большие убытки в связи с отзывом 4,1 миллиона дефектных аккумуляторных батарей Sony, которыми комплектовались ноутбуки. Да еще и прокуратура штата Нью-Йорк занялась проверкой финансовой документации за последние пять лет…
В общем, Делл вернулся на пост главы компании, поувольнял топ-менеджеров, а оставшимся увеличил нагрузки, отменил премии и намерен заняться серьезными реформами внутри отдельно взятой фирмы.
В частности, ее имиджем. Похоже, что времена, когда Майкла Делла считали застенчивым и неразговорчивым, канули в Лету. Теперь он говорит охотно, в том числе и с журналистами. Он объясняет новые принципы работы Dell и свои личные планы.
И эти самые планы, как всегда, грандиозные. Например, Делл намерен возглавить, по крайней мере, на идеологическом уровне, борьбу с так называемым «цифровым неравенством». Перед новым 2007 годом он заявил: «Сегодня в мире около одного миллиарда людей, использующих компьютер и подключенных к Интернету. Это огромный прогресс. Но также в мире живет шесть миллиардов, которые не имеют возможности выходить во Всемирную сеть. Наш мир становится все теснее, и плата за отсталость становится все выше.
В то время как технологии помогают делать мир богаче и комфортнее, мы должны больше думать о тех шести миллиардах людей, которых надо подключить к Интернету. Бизнес и просто граждане играют важную роль в расширении доступа к цифровым услугам. Это не бремя и не социальная обязанность. Это две возможности: улучшить качество жизни, делая технологии более доступными, и, второе, расширить наш рынок. В этом может принять участие каждый».
Делл ждет, когда население Сети достигнет двух миллиардов. Произойдет это, считает американский бизнесмен, за счет стран с быстро растущими и развивающимися рыночными экономиками. В этот список входит и Россия, и бывшие советские республики. И, конечно, Китай, где Майкл Делл недавно представил новинку своей компании – новый настольный компьютер для тех, кто впервые приобретает ПК. Стоимость этой машины – всего 335 долларов. Так что вклад в уничтожение цифрового неравенства Деллом сделан серьезный.
Вторая крупная идея вернувшегося к практической деятельности Делла – охрана окружающей среды. Делл заявляет: «Мы знаем, что каждый проданный нами компьютер имеет четко определенный срок жизни. Что происходит с ним после того, как его перестают использовать? Если мы как отрасль промышленности производим около 250 миллионов компьютеров в год и, предположим, 125 миллионов из них идет на замену, то что происходит с теми ПК, которые перестают работать? Ответ на этот вопрос невероятно важен для нашей окружающей среды. Мы взяли курс на экологическую ответственность нашей отрасли. Мы – первая компания в нашей отрасли, рециркулирующая нашу продукцию и продукцию наших конкурентов безвозмездно и во всем мире».
«Рециркуляция» – переработка деталей, так, чтобы отходы не загрязняли окружающую среду, а шли в дело. Этакий пионерский порыв к сбору макулатуры, вернее, металлолома. Порыв серьезный, который волей-неволей обязательно подхватят конкуренты Делла, как когда-то были вынуждены скопировать его прямую модель продаж. Это сейчас они сопротивляются… «В январе я предложил всем производителям компьютеров в мире присоединиться к нам в бесплатной рециркуляции ПК. Ну, мое предложение не нашло пока поддержки, но время еще есть, и сегодня я снова обращаюсь ко всем коллегам в нашей отрасли. Я уверен, что это нужно нашим потребителям и, что еще важнее, нашей планете».
Майкл Делл еще себя покажет. Если по-прежнему его мечты будут глобальны и на, первый взгляд, нереальны и если не перестанет быть смельчаком, которому по плечу любые задачи. В том числе работа над ошибками своих сотрудников.
Оксана Родионова
- http://www.dell.com.
- http://www.askmen.com/men/january00/8_michael_dell.html.
- http://www.msdf.org/about/bio.aspx?id=39.
- http://news.com.com/Michael+Dell+back+as+CEO+Rollins+resigns/2100-1014_3-6155185.html.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|