Рубрика:
Гость номера /
Человек номера
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Обыкновенный человек
Проще открыть Америку, чем разгадать человека. Однако некоторые «белые пятна» биографии Феликса Мучника, создателя Softkey, можно считать закрашенными…
Открытие первое: он не вундеркинд
Больше всего завораживают подробности нестандартных детства и отрочества Феликса Мучника – в 13 лет закончил школу, в 18 – Воронежский государственный университет. Любопытнейшая тема для разговора. Но сам Феликс мои неуклюжие восторги не разделяет. Может быть, «наелся» человеческим любопытством в детстве, когда к мальчику, который за два года перескочил из первого в пятый класс, непрерывно приставали журналисты пишущие и снимающие. А может быть, потому что Феликс Маратович справедливо считает: «Почти все дети умеют писать, читать и считать к первому классу. Сегодня, по крайней мере. Дайте ребенку развиваться, и он будет развиваться. 70% детей способны, только мы им не создаем условий. Так что я был совершенно нормальным ребенком».
С этим трудно спорить. Я сама научилась читать в пять лет и в первом классе жутко скучала на уроках чтения… Ну ладно, нормальный ребенок, согласилась я мысленно. А кто такой тогда вундеркинд? Феликс словно прочитал мои мысли и объяснил: «Мальчик в очочках сидит, что-то пишет непрерывно, его все заставляют…» Так вот что оно! Мы просто по-разному понимаем слово «вундеркинд». Для меня это художница Надя Рушева, юные поэтессы Вика Ветрова и Ника Турбина, творящие свободно и без принуждения, для Феликса – несчастный ребенок, который сутки напролет что-то тупо зубрит.
Уже в детстве и юности его свободолюбивая натура насилию над своей личностью противилась. Извините, что так высокопарно… Но по сути верно! До самых старших классов, когда пошла серьезная учеба, глубинное познание математики под руководством известного в Воронеже педагога Давида Борисовича Сморгонского, Феликс откровенно скучал на занятиях, домашние задания делал за четверть часа: «Я уходил гулять со своими ровесниками через 15 минут. Меня можно было всегда найти на улице. Это нормальное явление». Учился с опережением, только самостоятельно – по учебникам старших брата и сестры. Формально же был учеником 6, затем 7 и 8 классов. В Одессе со средней школой возник откровенный конфликт – мальчика хотели заставить сидеть дома и дожидаться сверстников. В Воронеже, куда семья переехала по семейным обстоятельствам, способного ученика не беспокоили, переводили из класса в класс.
После школы родители не решились отпустить Феликса в московский вуз, «нормальный» выпускник десятого класса 13 лет от роду стал студентом матфака Воронежского университета. Изучал многомерные временные матрицы, занимался функциональным анализом. Как комментирует сам Феликс Маратович, «очень интересные предметы, но очень теоретические».
А дальше последовало, пожалуй, последнее официальное «насилие над личностью». Феликса Мучника распределили… в сельскую школу. Просто диплом был со второй специальностью «педагог». Однако это не стало поводом для расстройства. Феликс вообще считает, что не бывает даром потраченного времени. Полтора года трудов праведных на ниве сельского образования оказались интересным опытом и для начинающего учителя математики, и для его учеников. Молодой, задорный педагогический коллектив, кружки по интересам – театр, футбол, баскетбол, карате. Два выпускника стали актерами, несколько поступили в политехнический институт. «У нас все было хорошо». Милое дело – воспоминания, они всегда окрашиваются радужным розовым цветом…
Вопрос на засыпку
Вы производите впечатление человека, которому интересно жить на свете. Это так?
Да. Конечно, очень интересно. Только некогда.
Открытие второе: профессия его выбрала
После педагогического дебюта в трудовой книжке Феликса Мучника фигурирует оригинальная запись – «монтировщик сцены в воронежском Оперном театре». Зато дальше все по профилю. Вернее так: дальше началась жизнь, ныне переложенная в легенды, ведь Феликс Мучник из того поколения, которое вошло в программирование в 70-е. Сфера IT исхожена Феликсом вдоль и поперек. Это в 11 с половиной лет он программировал на машинах, которые ныне стоят в музее. А потом кем только не был – администратором, программистом, разработчиком СУБД, разработчиком операционных систем, руководителем проектов, создателем компаний…
А почему «профессия выбрала»? Очень просто. Сработали гены. Отец занимался экономико-математическими методами и автоматизацией пищевой промышленности России. Мама Феликса была учителем математики, а затем… программистом. То, что интерес к информационным технологиям наследственный, Феликс допускает. Однако добавляет: «Есть власть генов, но она не определяющая». Тем более, абсолютно не верит в чудеса, мистику, высшие силы. Агоностик. Убежден, что человек сам строит свою судьбу. И уж тут «что выросло – то и выросло».
Феликс Мучник убежден, что единственное его отличие от остальных «нормальных» людей – его проекты
И это здорово. Иначе вряд ли бы на свет появилась фирма Softkey. Создать ее мог только индивидуум, которого не смутило семь лет назад, что домашний софт народ не покупает, что Россия здорово отстает от Запада и в темпах компьютеризации, и в количестве компьютерных программ.
В нашей стране, по меткому выражению Мучника, существовал «базарчик софта», до рынка было ой как далеко. Однако такое состояние дел стало лишь прекрасным поводом… открыть на этом «базарчике» цивилизованный магазин.
Феликс вспоминает: «Это был момент, когда назревал конец второй волны западного интернет-бума. 1999 год. Полгода мы анализировали западный рынок и понимали, что у нас нет не только второй волны, у нас и первая еще не началась. Иллюзия. Не было активного интернет-пользователя. Но стало понятно, что пройдет пять лет, все это будет. Будут выделенные каналы, спрос. И кто-то должен это обслуживать».
Когда Мучник со товарищи создали службу регистрации программ, выяснилось, что спрос есть. Есть покупатели, которые уже пользуются программами, которым надо продлить лицензию, которые хотят честно купить непиратское ПО. В 2001 году появился интернет-супермаркет программного обеспечения Softkey.ru. «И живет до сих пор», – замечает Феликс.
На сегодня команда Мучника – около пятидесяти человек только в московском офисе, еще примерно 25 – в представительствах по разным странам (Украина, Казахстан, Белоруссия, Болгария, Израиль, Польша, страны Балтии, Молдова).
Профессиональный опыт позволяет ему не только уверенно вести вперед свою компанию, но и рассуждать о дне сегодняшнем всей сферы с изрядной долей скептицизма: «В IT нет гениальных идей уже давно. После последней информационной революции вообще ничего не происходило. Мы только реализуем то, что придумано еще Винером. Сегодня все идеи в IT – инновационного толка, привнесенные либо из-за рубежа, либо из других отраслей. Первооснова не меняется. И вообще, все уже давно запланировано. Как сказал Билл Гейтс в Москве осенью: «Ребята, не предлагайте нам ничего в течение следующих пятидесяти лет». Может, конечно, произойти некое взрывное накопление, но это случится тогда, когда в Интернет вольются все знания из всех ниш, мощности сильно возрастут. Сейчас есть предел – больше 10 МГц нельзя сделать микросхему…»
Вопрос на засыпку
В прошлом году я купила у вас Dr.Web… Не случайно, выходит?
Правильно, а где же еще покупать?
Открытие третье: он прагматик
Личная жизнь Феликса Мучника – закрытая тема. Он не собирается обсуждать с журналистами, с сообществом посетителей своего блога последний прочитанный роман или модный кинохит. Как ни странно, я, журналист, с ним соглашусь: должно быть то, что скрыто от глаз. А бульварных скандалов хватает, обратитесь к желтой прессе…
Однако трудно скрыть, да и незачем, что Феликс – счастливый муж, отец, дед. Даже где-то идеальный дед – не воспитывает внучку Олечку, «это задача родителей», однако обязательно возится с малышкой раз в неделю – неплохо, учитывая занятость руководителя крупной компании… Мучник опять возражает: «Я абсолютно нормальный человек. Ничего сверхъестественного в моей жизни нет. Я обычный дедушка, папа, муж. Я люблю иногда сходить в ресторан и вкусно поесть. Чаще ужинаю дома – у меня жена хорошо готовит. Люблю путешествовать, читать книжки. Не включаю телевизор, потому что новости телевизионные надоели. И так далее и тому подобное. Так живет значительное количество людей».
Среднестатистический гражданин РФ Феликс Мучник убежден, что единственное его отличие от остальных «нормальных» людей – его проекты. Главное дело жизни – Softkey. Нет, никаких ахов и охов про любовь к Отечеству и пользу ближнему. Все просто, прагматично и практично: «Компания Softkey обслуживает массу людей, 350 тысяч на сегодняшний день. Люди знают, что такое Softkey, и там покупают софт, который им нужен. Это удобно и быстро».
Прагматичный подход распространяется на все остальное. Например, на отношения с подчиненными. Если сотрудники интернет-магазина хамят покупателям, следует наказание. Это в воспитательной системе Мучника-начальника – «кнут». Если наказание не следует – это «пряник». Похвала – пустое дело. «Хвалить людей надо деньгами, чем-то еще. Грамоты им, что ли, давать, как в советское время? Когда человек делает свое дело, это нормально, он не молодец. Это моя позиция».
Он и себя довольно строго оценивает. И, судя по тому, как идет бизнес, цена на акции Феликса Мучника, которые «приобретает» сам Феликс, неуклонно растет. Хотя бывает, что и падает… В этом случае Феликс Маратович собой недоволен.
Общение тоже нужно не просто для того, чтобы красноречие отточить на собеседнике. Это возможность переварить чужой опыт, сделать из него выводы. И даже, если повезет, поучиться на чужих ошибках. В том числе и для этого Феликс ведет свой блог felixm.bloghost.ru.
«Главное – решить, прорубать головой проблему или все-таки дверь поискать. Всегда надо искать дверь, она существует. И в этом я оптимист»
Если уж быть совсем точным, Феликс Мучник оптимистичный прагматик. Не знаю, есть ли у психологов такой термин. Вряд ли… Сам руководитель Softkey объясняет свою позицию так: «В жизни нет проблем, кроме смерти. Все остальные вопросы можно решить. Это мои сотрудники давно выучили. Посчитайте, как решить вопрос, предскажите ситуацию, постройте ее модель. И все. Есть свет в конце туннеля, его не может не быть, в крайнем случае мы прорубим его киркой, выгрызем зубами. Все равно он существует. Должен существовать. Главное – решить, прорубать головой проблему или все-таки дверь поискать. Всегда надо искать дверь, она существует. И в этом я оптимист».
Я было хотела сказать, что страсть к путешествиям тоже прагматична – все-таки отдыхать три раза в год по десять дней полезно для здоровья… Но рука у меня не поднимается написать такое о главном увлечении Феликса Мучника. Отправляясь бродить по миру с супругой Евгенией, он становится другим человеком. Романтиком. Феликс пробует блюда разных стран мира (часть из них готовится потом и дома, о чем можно прочитать в блоге em.wmjblogs.ru), фотографирует заморские красоты. А главное – жадно впитывает впечатления. «Я когда-то наблюдал – на Кипре, в одной из деревень залитая солнцем площадь, кафе, в нем сидят старички, играют в нарды, пьют кофе, вино, и у них совершенно правильное выражение лица. Они все сделали в своей жизни, и у них все хорошо. Они не собираются умирать. Они просто живут в свое удовольствие. Они выполнили долг перед всеми. Это моя дальняя мечта – пить вино с этими старичками, когда мне будет лет семьдесят…»
А до этого должна сбыться еще одна мечта. Догадались какая? Ну конечно, кругосветное путешествие! И как-то очень верится, что однажды это желание исполнится. А Евгения Мучник обязательно опишет кругосветную «регату» в своем блоге fmm.spaces.live.com. Такая у них традиция.
Вопрос на засыпку
А что будет завтра, вы себе представляете?
Какая-то новая идея. Вообще идеи надо рождать раз в два года как минимум.
Текст Оксаны Родионовой, фото Владимира Лукина
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|