Рубрика:
Гость номера /
Интервью
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Mandriva: Linux-десктопы должны быть привлекательными
IT-выставку Softool’2006, что проходила в Москве в конце сентября, посетил Пол Гийе (Paul Guillet), ответственный за продажи Mandriva, который согласился дать интервью нашему журналу.
Главной инновацией вашего последнего десктоп-продукта, Mandriva Linux 2007 [1], стало появление «трехмерного окружения» рабочего стола – технологий Xgl и AIGLX. Многие представители сообщества считают, что эти разработки еще недостаточно стабильны, а вы их уже включили в дистрибутив, предназначенный для домашних пользователей.
Если вы сегодня хотите занять какое-либо место в мире информационных технологий с решениями на базе Linux, необходимо предоставить людям продукты, которые будут как минимум на том же уровне, что и предложения от компаний вроде Apple и Microsoft, или превосходить их. Рассматриваемые возможности, на наш взгляд, достаточно стабильны, чтобы включить их в дистрибутив Mandriva. Если бы они таковыми не были, то их, естественно, и не интегрировали бы в стабильный релиз на этом этапе. Novell, например, давно уже включила Xgl в свой продукт.
Novell во многом и способствовала разработке Xgl, поэтому вполне логично, что она и стала первой, кто представил результат общественности в своем продукте. Особенно учитывая ее растущее противоборство с Red Hat...
У нас есть свои проекты в Бразилии, которые мы продвигаем совместно с бывшими сотрудниками Conectiva, что стали частью нашей команды. А Novell – это очень большая компания, в которой работают тысячи людей. И все они, можете не сомневаться, борются за свои рабочие места. В Mandriva все иначе. В первую очередь я имею в виду скромный штаб. Но когда мы объединились с Conectiva, взяли на вооружение все интересные разработки из дистрибутива этой компании.
Мы пытаемся продвигать лучшее из того, что у нас есть, в США и Северной Америке, в Европе. При создании продуктов мы преследуем цель ответить текущим потребностям рынка, а он требует дружелюбного и простого в использовании Linux для десктопов. Поэтому мы включаем в состав дистрибутива и решения, которых нет у той же Novell, а эта компания представляется главным конкурентом на потребительском рынке.
Например, DVD-плейер (имеется в виду LinDVD. – Прим. ред.): люди хотят просматривать видео без потребности в проведении каких бы то ни было изощренных манипуляций с системой. Раньше у нас такого не было, и пользователям приходилось тратить дополнительное время на то, чтобы добиться успеха в просмотре DVD. Но мы решили отказаться от этого принципа и перейти на сторону потребителей, которые хотят увидеть систему, где «все просто работает». Их позиция такова: «Как здесь что-либо функционирует, меня не интересует. Я обычный пользователь, нуждающийся в рабочей среде, где все есть «из коробки».
В своих продуктах вы совмещаете свободное ПО с проприетарным, что многими рассматривается как моветон. Нет ли у вас планов по выделению бесплатного дистрибутива с полностью открытым кодом наподобие Fedora Core, openSUSE от коммерческого?
Это действительно сложный вопрос для меня. Думаю, такая схема пока плохо применима к Mandriva в отличие от Red Hat и Novell. Последняя, например, существует уже 25 лет и успела за это время заработать немалые деньги для инвестирования в маркетинг. Такой Open Source-проект – это средство для достижения цели (коей в данном случае является продаваемый дистрибутив).
Сообщество, сложившееся вокруг Mandriva, многое значит для нас. Около 1000 сторонних разработчиков помогают нам работать над продуктами. Без них мы погибнем. Изменения в дистрибутиве провоцируются сообществом: если мы не будем слушать этих ребят, то они просто уйдут от нас куда-нибудь – скажем, в Ubuntu. Это и есть лучшая гарантия для наших пользователей. Поэтому мы реализуем любую хорошую идею, предоставляемую нам сообществом. Причем, конечно, под GPL.
Если же затрагивать тему проприетарных драйверов для устройств... да, они есть, но ведь это естественная составляющая современного мира.
Касательно вашего слияния с Conectiva [2]. Какие проекты бразильской компании перешли в состав дистрибутива Mandriva?
Имеет больший смысл говорить не о конкретных проектах, а о наших объединившихся командах. Об изменении организации компании, в которой возникло 2 подразделения: одно в Бразилии, а другое – во Франции...
То есть ключевой целью здесь было расширение рынка для дистрибутива за счет географии?
Именно так. Это означает, что наши коллективы смешались, образовав интернациональную команду. Все текущие продукты Mandriva – фактически сейчас их пять – создаются совместными усилиями разработчиков и из Mandriva, и из бывшей Conectiva.
Сейчас у нас порядка 8 миллионов пользователей во всем мире. Представителей Франции среди них – 10%. Благодаря слиянию с Conectiva в Латинской Америке у нас около 25% пользователей. Европа составляет около 40%, а США – 25%. У нас интернациональная компания, и мы сделали дистрибутив доступным для таких стран, как Россия, США, Азербайджан. Большое внимание мы уделяем локализациям, потому что это важно для продвижения на международном рынке, – нужно показывать пользователям уважение к их национальным особенностям.
К вопросу о Mandriva в России [3]. Почему вы выбрали нашу страну для популяризации своего дистрибутива?
Мы считаем, что сейчас очень подходящее время для нашего продукта здесь. Важно было выбрать нужный момент для «вхождения» в такие страны, как Азербайджан, Грузия и другие бывшие советские республики. Не сомневаюсь, что люди из этих регионов сейчас ищут что-то... другое.
Отличное от решений Microsoft?
Да. Но для того чтобы они заинтересовались в каком-либо решении, со стороны производителя необходима поддержка их языка, понимание местной экономики и особенностей этой страны.
А как насчет стран Азии? Индия, Китай, Япония?
Пока мы пытаемся сосредоточиться на развивающихся странах. Индия, в меньшей степени Китай (хотя у него большой потенциал), страны СНГ, Россия – среди наших главных приоритетов.
К нам проявляют интерес заказчики из России, Азербайджана, Латвии, Грузии, Казахстана... Мы идем навстречу в сотрудничестве с различными странами – так и создается бизнес в Mandriva: это даже не бизнес, а построение экосистемы.
Вы продвигаете свой дистрибутив в России, но я, например, ни разу не слышал о том, чтобы у нас продавались ПК с предустановленной Mandriva Linux. Планируется ли развитие этого направления?
Мы установили контакты с некоторыми производителями для создания такого канала распространения. Рынок железа сильно изменяется, в развивающихся странах 80% национального рынка составляют не Dell, HP, IBM и другие представители «большой пятерки», а продукция от компаний вроде Asus и Gigabyte. Linux же постепенно проникает в эти страны. Так что мы открыли программу для продвижения Mandriva по этим каналам, и она уже неплохо работает. Таким способом в Бразилии продается порядка 30 000 копий дистрибутива в месяц. Думаем, что эта тенденция со временем дойдет и до России.
Недавно вы также выпустили новую версию своего корпоративного продукта – Corporate Server 4.0 [4]. Это решение существует уже не первый год, однако, судя по СМИ, нишу дистрибутивов для Linux-серверов прочно заняли RHEL и SLES, и никаких посылок к серьезным переменам тут не предвидится.
На данный момент от Corporate Server у нас около 10% прибыли. У нас есть и крупные корпоративные заказчики. Во Франции, например, это Министерство оборудования, Министерство культуры, Министерство сельского хозяйства.
Каковы ваши ближайшие планы? На днях Novell представила Linux реального времени [5]. Не планируете ли вы расширение линейки своих продуктов, создание каких-то специфических систем?
В грядущем месяце мы собираемся представить новый продукт для потребительского рынка, проект которого пока держится в секрете.
Касательно RTOS-продукта Novell... Мы проводили экспертизу по рынку встраиваемых устройств. В этой области очень сложно создать «коробочное» решение. После ознакомления с результатами наших исследований пришли к выводу, что не хотим конкурировать со специалистами этого сегмента. Если у Novell есть такое желание – пожалуйста, это их право.
О будущих десктоп-решениях: как вы думаете, смогут ли новые технологии вроде Xgl полностью вытеснить существующие привычные графические среды? Нужны ли пользователям все эти визуальные красоты?
Когда домашние пользователи ищут замену продукции Microsoft на настольных ПК, их обычно интересуют не технические аспекты. Они хотят получить живой, симпатичный и притягивающий интерфейс. Они хотят получить не «десктоп для бедных», а напротив – «десктоп для богатых». Linux на настольных ПК должна смотреться более сексуально, чем решения MS.
Общаясь с нашими клиентами, с конечными пользователями, я понял, что им для десктопов нужна действительно красивая и удобная система.
Что ж, посмотрим, как с этим в дальнейшем будут справляться любители удобств и простоты из Mandriva...
Приложение
Пол Гийе (Paul Guillet) занялся Linux-бизнесом еще в 1995 году и был директором одного из крупнейших Linux-реселлеров на территории Франции («Les Logiciels du Soleil/KHEOPS»). В 1999 году стал сооснователем и исполнительным директором IdealX SAS, а в начале 2003 г. пришел в Mandriva, где теперь занимает должность директора по продажам. Стоит отметить, что из этой же компании (IdealX) в Mandriva перешел и ее нынешний главный технолог Дэвид Барт (David Barth). (По материалам http://www.mandriva.com/en/company/about/executives.)
текст Дмитрия Шурупова,
фото Владимира Положевца
- Анонс Mandriva Linux 2007 – http://www.nixp.ru/news/7809.
- Mandrakesoft поглощает Conectiva – http://www.nixp.ru/news/5515.
- ЛинуксЦентр – лучший партнер Mandriva – http://www.linuxcenter.ru/lib/press/mandriva_press.phtml.
- Анонс Mandriva Corporate Server 4.0 – http://www.nixp.ru/news/7767.
- Novell выпустит Suse Linux Enterprise Real-Time – http://www.nixp.ru/news/7770.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|