Рубрика:
Информбюро /
События
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ГАЛИНА ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор журнала «Системный администратор»
Первые сто! Секрет успеха «СА» – верность своему читателю
Сто номеров. Сколько это? Для ежедневной газеты – работы на три месяца с хвостиком, для еженедельника – почти на два года. А ежемесячник, чтобы выпустить сто номеров, должен прожить восемь лет!
Восемь лет – срок немалый для печатного издания в новой России, тем более для делового специализированного журнала, у которого год жизни идет как за два. История создания «Системного администратора» похожа на «гаражное» начало многих известнейших сегодня компаний.
Отцы-основатели
Итак, в марте 2002 года один из будущих создателей «СА», без пяти минут выпускник МГТУ им. Н.Э.Баумана, Владимир Положевец лежал в больнице. Как-то его пришел навестить сокурсник Александр Михалев.
«Шурик рассказал мне, – вспоминает Владимир, – что в Англии есть журнал Sysadmins magazine. «Давай и мы такой сделаем, только русский». «Давай», – говорю. А с кем делать? Пригласили Володю Лукина и Наташу Хвостову, тоже из Бауманки. Стали встречаться, обсуждать детали. Потом зарегистрировали журнал. Но где взять деньги на его издание? Я пошел за помощью к отцу (от редакции: Петр Положевец – главный редактор «Учительской газеты»). Он тоже загорелся идеей. Предложил: «Если уверены, что сумеете заем вернуть, можно выпускать журнал на базе «Учительской газеты». Тогда мы срочно сели за бизнес-план. Авторов для журнала искали сначала по знакомым. В основном друзья помогали. Шурик собирал статьи, я и Володя Лукин их верстали, Наташа была ответственным секретарем. Первый номер оформил художник «Учительской газеты», и в октябре 2002-го мы выпустили «пилот».
Пилотный номер делали, как говорится, на коленке – в квартире будущего гендиректора «Системного администратора» Владимира Положевца. Когда журнал таки вышел, его создателей переполнял восторг, смешанный с удивлением: «Мы это смогли!» И было чему поражаться. Ведь никто из ребят не бредил журналистикой. Они до всего в издательском деле доходили сами.
Быстрый успех кружит голову, а удача любит искушать новичков. Пять тысяч «пилота» разошлись на глазах, такого издания на российском медиарынке еще не было. Казалось, одного этого факта достаточно, чтобы уверенно занять пустующую нишу.
Однако эйфория длилась недолго – в январе 2003 года «Системный администратор» выбрали всего 324 подписчика.
«Мне стало по-настоящему страшно, когда я увидел эту цифру, – признается исполнительный директор Владимир Лукин, один из отцов-основателей журнала. – Что делать? Рекламы у нас не было никакой! Только сарафанное радио. Может, закрыться, пока не поздно, и поискать другое занятие?»
Любое издание, как конвейер на производстве: его легко остановить, но трудно запустить вновь. Поэтому ребята решили все-таки продолжить выпуск журнала, опираясь в основном на свой энтузиазм. Деньги, которые они тогда зарабатывали на своем медиабизнесе, были сравнимы с социальным пособием для неимущих. И не все это испытание выдержали.
«Самым страшным для меня был неожиданный уход из редакции Александра Михалева, – вспоминает Владимир Положевец. – В марте 2003-го он без всяких объяснений уехал, круто поменяв свою жизнь. Я тяжело пережил это. Но мы так и не закрылись, хотя практически все говорили, что вот-вот закроемся. И так каждый год. А началась эта традиция с Шуры Михалева, который «спрогнозировал» первое закрытие в марте 2003 года. Однако уже к лету подписка выросла до двух с половиной тысяч экземпляров. С тех пор, до кризиса 2009-го, она все время росла. Потом произошел спад, хотя меньше, чем у многих СМИ. Мы с ним справились».
Наташа Хвостова, которая семь лет была прекрасным выпускающим редактором «СА», говорит, что ей тоже казалось страшноватым заниматься непривычным делом, «поскольку все начиналось с нуля. С другой стороны, было интересно».
Фактически втроем в тесном подвальном помещении они делали журнал, который для многих сисадминов быстро стал настольным изданием. И пусть рекламы по-прежнему не было, сарафанное радио работало исправно.
«Радостно было на Днях системного администратора. На всех, – вспоминает Владимир Положевец. – Когда люди подходят поблагодарить и пожелать всего наилучшего журналу – это здорово!»
«Да, – подтверждает Владимир Лукин, – когда чувствуешь отдачу, не можешь не радоваться. Уже на первой выставке Softool-2003, в которой мы участвовали, нам говорили, что журнал нравится, благодарили, желали успехов. И на других техновыставках всегда было то же самое».
Спустя три года журнал стал самоокупаемым. Еще год редакция погашала кредит. А в 2007-м поблагодарила «Учительскую газету» за помощь и пустилась в самостоятельное плавание, учредив ООО «Синдикат 13».
Пять принципов
С самого начала молодые издатели интуитивно выработали верные принципы функционирования издания, которые и предопределили его успех.
«Журнал нужен системным администраторам, поскольку его идея – специалисты делятся своим опытом с такими же специалистами – оказалась востребованной, – уверен Владимир Положевец. – Мы решили публиковать материалы, в которых авторы описывают только собственный опыт. В журнале нет переводных статей. Почему? Потому что сисадмины в России – это не узкие специалисты, они должны уметь многое, постоянно ломать голову, как устроить так, чтобы с минимумом средств, которые выделяет бухгалтерия на ИТ, все хорошо работало».
|
Так праздновала редакция 50-й номер журнала «Системный администратор» в октябре 2007 года |
Еще один принцип «СА» – объективность. Правда, правда, ничего, кроме правды! Соблюдать это условие нелегко, но зато оно помогает не сбиваться с курса в мутном потоке «заказных» хвалебных статей, переполнившем отечественные СМИ.
Третий принцип появился сразу после сдачи пилотного номера. Ребята поняли, что даже диплома Бауманки недостаточно для выпуска качественного отраслевого издания. «Системный администратор» призван помогать ИТ-специалистам в решении возникающих проблем. Недаром девиз журнала – «Руководство к действию». Знания-то у издателей «СА» были, а вот опыта не хватало. Поэтому они решили обратиться за помощью к практикам.
С тех пор и по сей день все статьи, которые получает редакция, вначале читают технические редакторы – системные администраторы и инженеры, программисты и архитекторы ИТ-систем. За ними последнее слово, когда речь идет о содержании любого номера. Жизнь доказала верность такого подхода к отбору статей.
За восемь лет в «Системном администраторе» успели поработать на общественных началах в качестве техредов многие уважаемые специалисты ИТ-сферы – Рашид Ачилов, Алексей Барабанов, Андрей Бешков, Алексей Бережной, Андрей Бирюков, Александр Емельянов, Валентин Синицын, Кирилл Сухов, Сергей Яремчук… Большинство из них являются членами Экспертного совета «Системного администратора», оставаясь первыми критиками и одновременно друзьями журнала.
Еще один принцип – авторов должно быть много, хороших и разных. Важно не то, сторонником какой операционной системы человек является, а насколько полезной будет его статья для читателей, что в ней уникального, на кого она рассчитана, доходчиво ли написана. Возможно, поэтому один номер «Системного администратора» можно читать целый год. А многие статьи остаются востребованными долгое время!
И, разумеется, самый главный, на мой взгляд, принцип – это верность своему читателю. Он в журнале – бог и царь! Читатель диктует направление развития издания, подсказывает, на какие тенденции стоит обратить внимание, не боится спорить с редакцией, порой открыто критикуя ее действия, поддерживает ее многие начинания и предлагает свою помощь. Нигде еще я не встречала столь действенную и быструю обратную связь. Кстати, и такого большого числа умных, нестандартно мыслящих и остроумных читателей тоже. Видимо, сфера ИТ особенно привлекает людей с незашоренным взглядом на мир.
Движение – это жизнь
В 2005 году редакция «СА» стала выпускать электронное приложение «Open Source». Оно бесплатное, выходит дважды в месяц. По словам главного редактора приложения Дмитрия Шурупова, у «Open Source» более десяти тысяч подписчиков. И еще скачивают где-то 20-25 тысяч человек.
В США появился сайт «Системного администратора» – samag-usa.com. С помощью нашего автора в Сан-Франциско Константина Кондакова сайт пропагандирует журнал в странах дальнего и ближнего зарубежья, продавая электронную версию «СА».
Читательская аудитория журнала растет и расширяется. В прошлом году редакция «Системного администратора» впервые выпустила специализированные приложения к журналу. А начиная с ноября 2010-го в каждом номере «СА» можно прочесть в спецприложении «БИТ. Бизнес&Информационные технологии» статьи, рассказывающие о корпоративных решениях. Появление БИТа вызвано двумя причинами. Первая – львиная доля подписчиков «СА» сегодня – это организации и компании. Вторая причина – многие наши читатели с годами стали ИТ-директорами, гендиректорами компаний. Для них и стараемся оставаться полезными и интересными.
Движение – это жизнь. Изменился состав самой редакции. Владимир Положевец стал больше заниматься развитием испанской фирмы, основное направление которой – программирование. Наташа Хвостова делает финансовую карьеру. Зато Владимир Лукин, начинавший когда-то с верстки номеров, теперь руководит проектами журнала.
Преобразования коснулись содержания и оформления журнала. А как иначе? Растут наши читатели, растем вместе с ними и мы. Неизменными остались только принципы, которые разработали когда-то создатели «Системного администратора». Потому что есть в жизни ценности, которым не хочется изменять.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|