Автор:
Игорь Штомпель
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Компьютерные технологии стремительно развиваются, а наше понимание их влияния явно запаздывает. Это и не удивительно. Ведь для адекватного представления об этом влиянии необходимо проведение исследований, экспериментов, наблюдений и т.п. А они, как известно, требуют времени и не малого. Ряд из них имеют пролонгированный во времени характер (порой измеряющийся годами, как например, исследование влияния мобильной связи на организм человека). Но, тем не менее, результаты тех или иных исследований становятся доступными уже сегодня. Именно, о них мы поведем речь.
Технологии никогда не смогут заменить ребенку родителей. Простое общение с вашим ребенком это лучший способ, помогающий ему развиваться.
Рут Миланаик
Кстати, о некоторых результатах мы уже писали [1]. Теперь продолжим. Стоит отметить, что речь в статье пойдет исключительно о выявленном негативном влиянии компьютерных технологий на физическое и душевное здоровье детей.
Дети наиболее уязвимы
Думаю, не будет большим секретом, если сказать, что наиболее уязвимы для негативного влияния именно дети. Ряд новых результатов проведенных исследований только подтверждает это высказывание. А как порой беспечны родители в плане допуска к различным электронным устройствам своим чадам...
В Калифорнийском университете (Лос-Анджелес, США) был проведен психологический эксперимент. Результат может некоторых и шокировать. Так, ученый установили, что дети (11-12 лет), которые злоупотребляют использование своих гаджетов демонстрируют ухудшение способности по распознаванию эмоций окружающих! [2] Интересным фактом, выявленным в результате этого исследования стало то, что дети которые лишались доступа к своим устройствам на пять дней демонстрировали лучшую способность к распознаванию эмоций окружающих, нежели те, кто не прекращал пользоваться гаджетами. Как заметил автор исследования Патриция Гринфилд: "Многие люди считают большим преимуществом использование гаджетов, например в образовании. Однако немногие задумываются о последствиях...".
С подробностями проведения исследования можно ознакомиться по ссылке указанной выше. В тоже время, отметим, что исследование затронуло ограниченный возрастной контингент — 11-12 лет, количество детей принявших участие — 105. При этом, ученные пока только выявили закономерность, но, как представляется автору статьи, не дали полное описание обнаруженного ими процесса, его причин, как в сторону ухудшения распознавания эмоций, так и в сторону улучшения при прекращении использования электронных устройств детьми.
Ухудшение распознавания эмоций — это не единственное негативное влияние на здоровье детей, которое осуществляют гаджеты. В Японии социологи обнаружили такой факт: учащиеся, которые используют смартфоны более четырех часов в день, показывают результаты хуже, чем те, кто использует их около тридцати минут в день [3]. Выявленный факт вызвал беспокойство Министерство образования Японии. В частности, Кадзуо Такэути (занятый исследованием выявленного факта) констатирует влияния злоупотребления использованием смартфонов на появление недостаточной способности освоения школьной программы.
Возможно ответы на вставшие перед японскими исследователями вопросы о влиянии использования гаджетов на познавательные способности школьников можно найти в исследовании российских ученых, которое не имеет аналогов, как у нас в стране, так и за ее пределами. Его результаты были озвучены на II международном конгрессе и фестивале здоровья "Экология мозга: искусство взаимодействия с окружающей средой" [4]. Стоит отметить, что организаторами мероприятия выступили Ассоциация междисциплинарной медицины в партнёрстве с Европейской федерацией неврологических ассоциаций (EFNA) - действовавшие в рамках года мозга в Европе, а одним из организационных партнеров стала дирекция конкурса "Московский предприниматель - 2013" [5]. Число участников около 15 тысяч, а специалистов в области медицины — 2 тысячи.
Итак, наши ученые обнаружили влияние электро-магнитного поля мобильных телефонов на познавательные возможности учеников. В частности, в 39.7% случаев отмечен рост показателя утомляемости, а в 30.3% рост значительный. Показатель работоспособности снижался в 50.7% случаев. Как сказала Наталья Игоревна Хорсева, кандидат биологических наук, старший сотрудник Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН: "...представленные результаты показывают, что пользование мобильным телефоном может негативно влиять на психофизическое здоровье детей и отразиться на их успешности при обучении".
Более того, как отметил Юрий Григорьев, доктор медицинских наук, профессор, вице-президент Российского комитета по защите от неионизирующей радиации, член консультативного комитета ВОЗ по международной программе ЭМП и здоровье населения, ведущий научный сотрудник ГНЦ Федеральный медицинский биофизический центр ФМБА России: "Учитывая, что головной мозг детей поглощает энергию в 2 раза больше и мозг детей находится в стадии развития, дети введены в группу риска".
В завершении рассказа о результатах рассмотренных выше, полученных в ходе исследований нашими учеными, скажем, что они проводилось в течении шести лет и имели психофизиологическую направленность.
Аллергия на iPad...
В американском медицинском журнале бала опубликована статья "iPad—Increasing Nickel Exposure in Children" [6]. Ее авторы утверждают, что причиной аллергической сыпи у людей, а особенно у детей, может являться никель который содержится в гаджетах. В качестве примера они упоминают о мальчике 11 лет, у которого появились сыпь и зуд. Позже было установлено, что причина аллергии — никель, который является составляющей планшета iPad. А данный ребенок, как раз, был активным пользователем этого устройства. Ему стало лучше после того, как родители купили чехол для его планшета iPad.
В целом, в мире отмечается рост аллергии на никель. В прошлом десятилетии она была обнаружена у 17% детей. Сейчас этот показатель стал равен 25%.
Игры полезны не для всех возрастов
Не редко родители устанавливают на планшеты своим детям игры, как они представляют развивающие, и считают, что делают для их чад нечто полезное. Но, как выясняется это не всегда верно.
На портале Daily Mail бал опубликована статья, из которой следует, что игры на планшете способствуют замедлению развития ребенка. Но, стоит обратить внимание, что это касается детей в возрасте до трех лет.
Негативное влияние выражается в том, что дети играющие на планшщетах показывают более низкие результаты в устном тестировании, чем те дети которые не играют. Т.е. первые (играющие) говорить учатся позже.
Как сказал доктор Рут Миланаик, автор исследования, из Медицинского Центра в Нью-Йорке: "Потрясает то, что многие родители скачивают детские книги и игры на смартфон, при этом, не задумываясь о том, что ребёнку необходимы и другие развивающие занятия".
Заключение
Электронные устройства прочно вошли в нашу жизнь. Конечно и наши дети живут не на острове и, естественно, будут втянуты в орбиту их использования. На взгляд автора статьи, в этом процессе сказывается то, что получение нами знания о негативном влиянии компьютерных технологий запаздывает относительного их массового внедрения. И поэтому, нам необходимо простое инженерное знание об этом влиянии. Чтобы сформировать адекватное к нему отношение, без лишних эмоций. Ведь и электричество при злоупотреблении в его использовании также опасно...
Итак, что можно сделать на текщем этапе. Например, во-первых, организовать пропагандистскую работу о том, что гаджеты это не безобидные устройства, использование которых безопасно при любом временном использовании. Что процесс их использования предполагает соблюдение определенной техники безопасности, которая в свою очередь корректируется в связи с новыми данными.
Во-вторых, необходимо выработать и опубликовать рекомендации по использованию электронных устройств для детей на основе уже полученных результатов исследований, а также корректировать эти рекомендаций по мере выявления и подтверждения новых фактов.
Ссылки:
1. Статья "Негативное влияние компьютерных технологий": http://samag.ru/uart/more/49;
2. Статья "Digital media is making young people lose the ability to read emotions" на портале Techtimes.com: http://www.techtimes.com/articles/13964/20140826/digital-media-is-making-young-people-lose-the-ability-to-read-emotions.htm; Статья посвященная этому же исследованию на портале "Российской Газеты": http://www.rg.ru/2014/08/27/smartfony-deti-site.html;
3. Статья "Продолжительное использование смартфонов плохо влияет на школьников" на портале "Российской Газеты": http://www.rg.ru/2014/08/27/gadjety-site-anons.html;
4. Статья "Мобильная связь разрушает мозг школьников" на портале Med-info.ru: http://med-info.ru/content/view/5594;
5. Статья "В Москве пройдёт II международный Конгресс и фестиваль здоровья "Экология мозга: искусство взаимодействия с окружающей средой"" на портале Федерального специализированного журнала "Кто есть кто в медицине": http://www.ktovmedicine.ru/events/2014/2/v-moskve-proydyot-ii-mezhdunarodnyy-kongress-i-festival-zdorovya-ekologiya-mozga-iskusstvo-vzaimodeystviya-s-okruzhayuschey-sredoy.html;
6. Информация о статье "iPad—Increasing Nickel Exposure in Children" портале журнала "Pediatrics": http://pediatrics.aappublications.org/content/early/2014/07/09/peds.2013-2871.abstract?sid=0925425e-e9e8-45ff-8e59-81f3d595d93b; Информация об этом же исследовании на портале "РИА Новости": http://ria.ru/science/20140714/1015863265.html и на портале NEWSru.com: http://hitech.newsru.com/article/14jul2014/applenickel;
7. Статья "Angry Birds 'holds toddlers back': Children who play touch screen games score lower in verbal tests than those who don't" на портале dailymail.co.uk: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2619238/Angry-Birds-holds-vocabulary-toddlers-Children-play-touch-screen-games-score-lower-verbal-tests-dont.html#ixzz30hFWdZqD; Статья "Игры на планшете замедляют развитие ребёнка" посвященная этой же новости на портале MIGnews.com: http://mignews.com/news/health/world/030514_111717_11117.html;
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
|