ЛЕВ МЫШКИН, системный администратор
Уйти или остаться?
Закулисные проблемы сисадминов. Часть 2
Продолжаем дискуссию «Сколько стоит сисадмин?», начатую в №4 за 2010 г. В чем причина нелегкого админского житья-бытья? Всегда ли виноват сам человек или обстоятельства сложились против него?
В первой части [1] я постарался описать проблемы и опасности, которые подстерегают системного администратора в его работе: от двойного рабочего дня и виртуального отпуска до вполне реального тюремного заключения за использование по требованию работодателя нелицензионных продуктов. В этой статье речь пойдет о причинах данных явлений и путях их преодоления.
Почему все так печально?
1. Потому что это удобно. Подумайте сами, зачем тратить деньги, если всегда можно найти «чудика», работающего по полторы-две смены, имеющего зарплату, как у секретарши и готового в случае чего «получить срок» за нелицензионку вместо босса, пусть даже условно или с отсрочкой приговора. Если системные администраторы не в состоянии оценить по достоинству свой труд, свой риск, свое время, за них это делают шустрые российские бизнесмены.
2. Потому что наш бизнес не ориентирован на ИТ. Еще одна причина кроется в традиционных «особенностях» российского бизнеса. В первую очередь это нечестная конкуренция, основанная на коррупции и протекционизме. Зачем внедрять новую, более эффективную (и более дорогую) систему управленческого учета, которая повысит относительное конкурентное преимущество на 10 процентов, если можно просто дать взятку чиновнику и получить стопроцентную «фору» перед возможными и невозможными игроками на рынке? Зачем тратить немалые крупные суммы на лицензирование программного обеспечения или переходить на бесплатное ПО, если можно просто заплатить проверяющим? Не получится проверяющим – нанять юриста, чтобы отмазать топ-менеджмент и все свалить на админа. Все равно это дешевле, чем покупать все лицензии на используемое ПО.
Получается, что системному администратору просто нет места в этой «теневой игре». Отчеты в налоговую он не носит, от проверок не отмазывает (как, например, нужный человек в службе безопасности), госзаказы не проталкивает... С точки зрения типичного российского предпринимателя это просто нахлебник какой-то!
3. Потому что нет привычки анализировать риски. Еще одна особенность российского бизнеса – неумение и нежелание анализировать риски, считать убытки и утерянную выгоду. Если еще с подсчетом прямых убытков горе-аналитики как-то справляются, то в случае с утерянной выгодой это просто «темный лес и ни одной звезды». Как часто приходится становиться свидетелем подобного диалога в обычной московской компании, где 100-150 активных пользователей, плюс филиалы:
– Если мы не приобретем и вовремя не заменим жесткий диск, выйдет из строя контроллер домена.
– И что будет?
– Никто не сможет работать минимум три часа.
– А когда это случится?
– Учитывая, что оборудование выработало предельный срок службы, это может произойти в любой момент.
– Ну вот когда случится, тогда и купим...
Сколько стоит потерянный день, какие переговоры могут быть сорваны, какие сделки не заключены или отсрочены, сколько заработной платы будет выплачено зря... Да никому это не интересно подсчитывать, и учредителям в том числе! А вот лишние три-четыре тысячи рублей за жесткий диск – вполне наглядный «убыток».
В большинстве российских компаний просто некому учитывать подобные нюансы. Хорошие финансовые аналитики и стоят хорошо... в смысле – дорого. Обычному «офисному планктону» такие задачи не по зубам. Но даже если на стол генеральному директору или председателю совета директоров ляжет подробный анализ рисков для компании, связанных со сферой ИТ, да еще и составленный профессиональными экономистами, надеяться на то, что пресловутый жесткий диск все-таки будет куплен, еще рано. Всегда может сработать психология: «А вдруг не случится?» Это мы с вами про жесткий диск говорим.
Если же говорить о зарплате сисадмина, то слова о подсчете рисков в реалиях российского бизнеса звучат просто невероятно. А риски тем не менее существуют, и немалые. Вспоминается пожар в редакции некогда известного глянцевого журнала. Грустные люди бродили по пожарищу, выискивая внешне выглядевшие неповрежденными диски и куски распечаток в надежде выскрести из этого хоть какие-то остатки материала. Причина раскопок» банальна: экономили на должности системного администратора. Роль сисадмина играл «мальчик» из ближайшей службы сервиса, чьей квалификации едва хватало на то, чтобы переставить Windows. Имей они в штате (пусть даже на неполный рабочий день) или на аутсорсинге квалифицированного сисадмина, который знает, что такое резервное копирование off-site (вывод резервных копий за территорию на случай форс-мажорных ситуаций), все бы окончилось совсем иначе. Да что там резервное копирование! Зачастую кресло даже не в директорском, а в замдиректорском кабинете стоит дороже, чем все серверное оборудование компании.
Конечно, есть организации, где многое, очень многое зависит от труда рядовых «айтишников». Это в первую очередь трейдерские компании, банки, средства массовой информации, конструкторские бюро, рекламные агентства. Но и там на системного администратора смотрят как на некий необязательный инструмент, мол, «если припрет – обойдемся». Частично это происходит из-за недальновидности руководства и сотрудников, частично – плоды целенаправленной политики «разделяй и властвуй». И в любом случае в проигрыше оказывается сисадмин.
Может создаться впечатление, что в российском бизнесе информационные технологии не нужны и не востребованы. На самом деле это не так. И бухгалтерия, и реклама, и управленческий учет, и топ-менеджмент – все-все с удовольствием работают «на компьютерах», совершенно забывая поблагодарить тех, кто эти компьютеры заставляет работать как надо.
В то же время не стоит забывать, что после распада СССР новая Россия остается технически отсталой страной. Научно-технический прогресс определяется не количеством iPhon-ов у «офисного планктона», а развитием науки, высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, системы образования. И традиционно в технически отсталых странах в почете не тот, кто обладает большим объемом технических знаний, а тот, кто может похитрее обмануть, посильнее запугать, подешевле купить и подороже продать. Было бы странно на фоне общего упадка научной и технической мысли требовать уважения к представителям технических профессий.
«...Мамы разные нужны, мамы всякие важны...»
На память приходит эпизод, когда сотрудница одной уважаемой компании, забыв дома пропуск, извинялась, вежливо просила охранника пропустить ее, смиренно благодарила его, а придя на рабочее место, орала благим матом на системного администратора, требуя, чтобы тот немедленно восстановил пароль для входа в систему, который она успела забыть за выходные. Замечательная фраза надолго врезалась в память: «А вы все тут для чего, если я должна еще и свои пароли запоминать?!!» Почему на охранника не кричала? Потому что тот хоть и маленький, но начальник, а сисадмин – «это же обслуживающий персонал!»
Самое интересное, что большинство системных администраторов действительно уверовали в то, что они – «обслуживающий персонал», что их основная задача – «обслуживать пользователей». Я не знаю, кто первый ввел в обиход подобное словосочетание применительно к сисадминам. Могу только сказать, что если это был человек, не имеющий отношения к Computer Science, это поистине гениальный ход. Гениален он в первую очередь тем, что легко позволяет недоплачивать за труд. Казалось бы, чего проще: убедить людей в том, что они «обслуживающий персонал», денег фирме якобы не приносят, поэтому и платить им можно меньше, чем другим.
Конечно, это глупость. В современных бизнес-процессах участники настолько плотно интегрированы между собой, что выделить, кто из них главнее, просто нереально. Попробуйте, например, удалить из офиса уборщицу. Компания на глазах начнет хиреть, слабеть, производительность труда будет снижаться, и в итоге ее легко обойдут конкуренты.
В России, конечно, ситуация немного иная, но все равно без уборщицы плохо. Даже деления на front office и back office на самом деле от лукавого. В современном менеджменте есть понятия «бизнес-процесс», «звенья» или «сегменты» бизнес-процесса, а вот «обслуживающего персонала» – нет.
Чтобы до конца развеять этот миф о системных администраторах, обратимся к определению «обслуживающего персонала». Кого мы в повседневной жизни называем обслуживающим персоналом? Горничных, официантов, швейцаров, парковщиков... Несмотря на кажущееся различие в профессиях, у них есть много общего.
Для освоения этих профессий не требуется высокой квалификации или редких способностей. Кто может стать официантом? Да любой, кого возьмут. В элитных отелях и ресторанах есть школы официантов, но таких заведений – единицы, и обучают в них, как правило, своих же сотрудников. Главное здесь – желание работать официантом и умение быть услужливым. Из этого требования к услужливости проистекает одна любопытная деталь, которую можно отнести ко второму признаку.
Обслуживающий персонал получает чаевые, по крайней мере, может на них рассчитывать. Попробуйте не оставить в кожаной книжечке меню лишнюю купюру – официантка вас смерит таким презрительным взглядом, что «лучше уж на свет не рождаться»... А что сисадмин? Да ничего, пашет по две смены, о сверхурочных не заикается, еще и диски да книжки за свои кровные покупает...
Третий отличительный признак – степень ответственности. Что произойдет с клиентом, если его плохо обслужит официантка? В худшем случае – уйдет домой голодным. Если системный администратор обвалит сеть и выведет из строя сервера – голодными (и надолго!) останутся не только все сотрудники компании, но и учредители, а также члены их семьей.
Системный администратор по определению не является обслуживающим персоналом. Это – ключевой специалист компании, на котором держится вся ее информационная структура.
Почему технарей считают простачками
Как правило, во многих компаниях, особенно в торговых, технарей немного. Работа большинства сотрудников лежит в экономических или гуманитарных сферах, попросту говоря – это работа с людьми. Они воздействуют на других людей с целью достижения цели, например: продать товар, заключить сделку, выпросить отсрочку платежа и так далее. Подобные воздействия можно назвать манипуляциями.
Манипулировать людьми можно по-разному. Кто-то любит лесть, а кто-то понимает только силу. Кто-то боится за завтрашний день, а кто-то не любит рутины... «Погладить по шерстке», нажаловаться начальству, устроить истерику в нужный момент – все это примеры манипуляций. Естественно, системный администратор, который пытается играть с подобной публикой по ее правилам, обречен все время оставаться в дураках. Технарями легко манипулировать, они, как правило, не распознают манипулятивные ходы, а если и распознают, то в самый последний момент, когда, как говорится, дело сделано. Возможно, отсюда и некоторое пренебрежение со стороны «офисного планктона» по отношению к ИТ-сотрудникам, как к неким простачкам, которые «сами ничего не могут». А у вечно задерганного сисадмина нет ни времени, ни сил на то, чтобы обращать внимание на все эти хитросплетения. Искусно раздутый миф о том, что системный администратор – это обслуживающий персонал, можно с полной уверенностью отнести к первоклассной манипуляции.
Много вас, братцы, стало...
Так сказал мне однажды директор филиала одной крупной российской компании в ответ на мой вопрос о причинах снижения зарплат в ИТ. В свое время, когда компьютеры были редкостью, люди, умеющие с ними работать, были редкостью еще большей. Но время шло, персональный компьютер из средства проектирования и производства вычислений превратился в игрушку, в канцелярский инструмент. Это вызвало приток на рынок труда специалистов новой формации, молодых ребят, умеющих хорошо поставить «виндовс». Любой студент, переустановивший на своем домашнем компьютере операционную систему, уже считает себя специалистом. Если же он видел через чье-то плечо внешний вид оболочки командной строки – например, bash – и «хакнул» под административными правами реестр на своей машине, введя парочку ключей, то считает себя просто суперспецом. И конечно же, наш герой изберет профессию системного администратора или, в крайнем случае, инженера техподдержки. Зачем еще чему-то учиться, что-то зубрить, где-то практиковаться... Вот она, готовая профессия! «Накатил винду», «вбил дрова», «воткнул офис с фотошопом»... Красота! Как сказал мне один молодой «компьютерный гений»: «Ну не в Макдональдс же идти!» Но и отношение работодателей к системным администраторам на российском рынке труда такое же, как к работникам известного фастфуда, и предлагаемая заработная плата примерно та же.
Помните, в детстве мы думали, что мороженщик ест сколь угодно мороженного, киномеханик в любой момент может смотреть кино, какое захочет. Примерно так сейчас молодые люди думают, что системный администратор играет на компьютере в новейшие компьютерные игры, когда захочет. И горько разочаровываются, когда узнают, что это не так. Но подобные детские иллюзии имеют свойство передаваться окружающим. В итоге они начинают думать, что системные администраторы на самом деле ничего не делают, только играют в компьютерные игры.
А между тем техника усложняется, появляются новые устройства и сервисы, возникают новые угрозы. В первой части этой статьи я писал про сходство с микробиологами, у которых «постоянно что-то новенькое выводится». Серьезным специалистам все труднее конкурировать с «молодняком», готовым работать за зарплату кассира в Макдональдсе. Становится крайне трудно доказать работодателю, в чем отличие профессионального ИТ-специалиста от «компьютерного гения», едва научившегося переустанавливать операционку, при том что оба написали одинаковые резюме. (Как правило, новички «пихают» в резюме все понятные и непонятные околокомпьютерные слова, которые когда-либо услышали.)
Но «старикам» еще не так плохо, у них есть что показать в резюме помимо названия служб и сервисов: опыт, рекомендации, сертификаты... Гораздо труднее приходится тем молодым людям, которые пришли в системное администрирование не как в Макдональдс, а обдуманно и всерьез выбрав себе эту специальность. И будь молодой инженер хоть сто пядей во лбу, сегодня он обречен быть одним из многих...
Помимо этого снижается общая планка заработной платы, не в лучшую сторону изменяются результаты всевозможных социологических и маркетинговых исследований (например, пресловутый «Индекс HeadHunter»). Некоторые представители «старой школы» еще тщетно надеются, что «рынок все расставит по местам», «чем больше халтурщиков, тем более востребованы профессионалы». Но это пустые надежды. Демпинг неотвратимо делает свое дело. Зарплатный «потолок» снижен, стереотипы сформированы. В итоге мы имеем то, что имеем.
Никто не обращает внимания на то, что информация – самая дорогая ценность компании, что компьютерная сеть в руках дилетанта страшнее гранаты в руках обезьяны. Если на стол менеджеру по персоналу лягут два похожих резюме, предпочтение будет отдано кандидату, претендующему на более низкую зарплату. Если такового не найдется, то просто одному из кандидатов предложат сумму гораздо меньше той, на которую он претендовал вначале. «Если не видно разницы, зачем платить больше?»
«Когда в товарищах согласья нет...»
«На лад их дело не пойдет». Так звучит мораль небезызвестной басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Именно так обстоит дело и с системными администраторами. Давно канули в Лету времена, когда «компьютерщик был обязан помочь компьютерщику». Когда, придя на собеседование и узнав, что руководство компании таким образом хочет втихую «убрать» нынешнего сисадмина, соискатель разыскивал своего незадачливого коллегу и сообщал ему сей грустный факт. С приходом молодых «компьютерных гениев» все изменилось. Да и представители «старой школы» демонстрируют отнюдь не лучший пример для подражания.
Есть немало примеров того, как кто-нибудь из админов, устав от проблем и безденежья, создает на форуме ИТ-специалистов топик на тему «Ну почему все так плохо?». Что ему ответят «уважаемые коллеги»? Самые мягкие выражения, которые он прочитает в свой адрес: «Хватит ныть», «Ты неудачник», «Убей себя об стену» и т.п. Любая попытка привлечь к анализу нездоровой ситуации других «товарищей по профессии» воспринимается исключительно как проявление слабости, как нытье, нежелание учиться и работать.
Со стороны может создаться впечатление, что все проблемы, сваливающиеся на голову российского системного администратора, происходят исключительно оттого, что он глупый, ленивый, не умеет учиться, а кому надо, тот получает «ого-го как много» и проблемы решает на раз-два-три. На самом деле это не так. Все люди склонны преувеличивать уровень своих доходов и свои профессиональные успехи, некоторые – в разы, некоторые – в десятки раз. Поэтому верить в байки о том, что «у других все нормально, только у тебя все плохо», пожалуй, не стоит.
Забавно наблюдать, как даже те, кто готов прийти на помощь в случае технической проблемы, начинают радостно клевать неудачника, посмевшего пожаловаться на нелегкую жизнь своим «товарищам по оружию».
Что является причиной такого расслоения сисадминского общества? В первую очередь это неравные стартовые позиции. Кому-то на старте достались Oracle и SPARC, кому-то – «1С» и самосборные сервера. Кто-то изучал технологии Cisco на последних курсах вуза, кто-то – по книжкам, прочитывая по несколько страниц слипающимися глазами после пресловутого «двойного» рабочего дня [1].
Соответственно, сегодня профессиональные и материальные успехи могут сильно варьироваться в зависимости от стартовых условий сисиадмина. И конечно, товарищи, получившие вначале более выгодные условия, не откажутся потешить самолюбие и поклевать своих менее удачливых собратьев.
Второй причиной недружелюбия среди сисадминов по отношению друг к другу я бы все-таки назвал произошедшую смену поколений. Представителям «старой школы», перешагнувшим тридцатилетний рубеж, проблемы молодых специалистов кажутся несерьезными. Когда у вас есть неплохо оплачиваемая (по его мнению) работа, опыт, связи, страдания юного собрата на тему «Что делать, когда кидают по зарплате» кажутся смешными. Человек склонен забывать, что всего каких-то пять-семь лет назад он запросто мог оказаться в точно таком же положении. В то же время многим молодым специалистам представители старшего поколения порой кажутся высокомерными занудами, по любому вопросу отправляющими их читать документацию.
Третьей причиной можно назвать некое смещение приоритетов в среде ИТ-специалистов. В свое время, когда в ИТ попадали в большинстве своем умные интеллигентные люди, пресловутый «закон джунглей» попросту не принимался «компьютерной тусовкой». Интернета не было. «Своих» знали лично и всегда помогали друг другу.
С появлением Интернета и приходом в ИТ множества случайных людей среди сисадминов стали индивидуумы, не слишком обремененные совестью, культурой поведения и другими «несовременными» понятиями. Со временем старое сообщество компьютерщиков кануло в Лету, превратившись в сборище одиночек. Это только на руку не совсем чистоплотному российскому бизнесу, потому что дает возможность за счет разобщенности системных администраторов снизить зарплатный «потолок» и манипулировать профессионалами. Как говорится, «разделяй и властвуй».
***
Ну что ж, проблемы описаны, причины проанализированы. Остается понять, что нужно делать, чтобы выйти из тупика. Этому будет посвящена третья часть статьи.
- Мышкин Л. Уйти или остаться? Закулисные проблемы сисадминов. //Системный администратор, №4, 2010 г. – С. 10-15 (http://samag.ru/archive/article/955).