Сломленная, но не сдавшаяся: история операционной системы BeOS. Часть 2::Журнал СА 1.2006
www.samag.ru
     
Поиск  
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Сетевой агент
О журнале
Журнал «БИТ»
Информация для ВАК
Звезды «СА»
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Магазин
Архив номеров
Форум
Вакансии
Спроси юриста
Игры
Контакты
   
Слайд шоу  
Представляем работы Виктора Чумачева
Виктор Чумачев – известный московский художник, который сотрудничает с «Системным администратором» уже несколько лет. Именно его забавные и воздушные, как ИТ, иллюстрации украшают многие серьезные статьи в журнале. Работы Виктора Чумачева хорошо знакомы читателям в России («Комсомольская правда», «Известия», «Московские новости», Коммерсант и др.) и за рубежом (США, Германия). Каждый раз, получая новый рисунок Виктора, мы в редакции улыбаемся. А улыбка, как известно, смягчает душу. Поэтому смотрите на его рисунки – и пусть у вас будет хорошее настроение!
1001 и 1 книга  
24.12.2018г.
Просмотров: 371
Комментарии: 0
Python. Разработка на основе тестирования

 Читать далее...

24.12.2018г.
Просмотров: 228
Комментарии: 0
Скрапинг веб-сайтов с помощью Python

 Читать далее...

24.12.2018г.
Просмотров: 218
Комментарии: 0
Смарт-карты и информационная безопасность

 Читать далее...

24.12.2018г.
Просмотров: 223
Комментарии: 0
Идеи машинного обучения

 Читать далее...

22.11.2018г.
Просмотров: 519
Комментарии: 0
MySQL 8 для больших данных

 Читать далее...

Дискуссии  
17.09.2014г.
Просмотров: 20521
Комментарии: 3
Красть или не красть? О пиратском ПО как о российском феномене

Тема контрафактного ПО и защиты авторских прав сегодня актуальна как никогда. Мы представляем ...

 Читать далее...

03.03.2014г.
Просмотров: 22480
Комментарии: 1
Жизнь под дамокловым мечом

Политические события как катализатор возникновения уязвимости Законодательная инициатива Государственной Думы и силовых структур, ...

 Читать далее...

23.01.2014г.
Просмотров: 31226
Комментарии: 3
ИТ-специалист будущего. Кто он?

Так уж устроен человек, что взгляд его обращен чаще всего в Будущее, ...

 Читать далее...


  Опросы

Друзья сайта  

Форум системных администраторов  

sysadmins.ru

 Сломленная, но не сдавшаяся: история операционной системы BeOS. Часть 2

Архив номеров / 2006 / Выпуск №1 (38) / Сломленная, но не сдавшаяся: история операционной системы BeOS. Часть 2

Рубрика: Карьера/Образование /  Ретроспектива

Дмитрий Мороз

Сломленная, но не сдавшаяся: история операционной системы BeOS

Часть 2

Решение Стива Джобса покончить с производителями клонов Macintosh больно ударило по самолюбию Жана-Луи Гассе, лишив Be Inc. сразу всех потенциальных клиентов. Компании не оставалось ничего другого, как искать новые рынки для сбыта своей ОС, пользовательская база которых бы исчислялась шести- или даже семизначными числами. А единственным подобным «рынком» являлись, несомненно, компьютеры архитектуры x86.

Суровое время перемен

На проходившей 11 февраля 1998 года выставке Software Development’98 компания Be Inc. представила общественности версию BeOS 3.0, работавшую на компьютерах с процессорами Intel. Несмотря на то что эта корпорация в то время представила новейшие чипы Pentium II, BeOS отлично работала и на обычном Pentium. Управляющий Intel Энди Грув тогда честно признался: «Я даже не думал, что производимое нами аппаратное обеспечение может гарантировать такой уровень производительности».

Сама BeOS 3.0 являлась «вылизанной до блеска» PR2, в которую были добавлены поддержка процессоров Pentium/Pentium II, специальная версия программы PartitionMagic для динамического разбиения жёстких дисков, изменены некоторые элементы интерфейса, а также расширены сетевые возможности.

Одновременно с выходом BeOS третьей версии Be Inc. анонсировала свою интегрированную среду разработки под названием BeIDE, компиляторы, линкеры и библиотеки для которого поставляла компания Metrowerks. «Благодаря» BeIDE собственный пакет компании CodeWarrior стал неактуален (он стоил денег, в то время как аналогичный продукт от Be Inc. поставлялся вместе с ОС), и его разработка в версии для BeOS была приостановлена.

Старт продаж BeOS 3.0 был запланирован на 20 марта 1998 г. Начиная с этого дня поддержка существующего и нового аппаратного обеспечения стала для программистов Be Inc. настоящей головной болью. Выпущенная 16 июня, BeOS 3.1 содержала в основном дополнительные драйверы для материнских плат, звуковых карт, SCSI-адаптеров и внутренних модемов.

Кроме слабой аппаратной поддержки BeOS 3.0 для архитектуры х86 не могла «похвастаться» какими-либо интересными приложениями. В день старта продаж ОС для неё было доступно всего 20 программ.

Данные обстоятельства тем не менее не помешали Intel, а также другим фирмам вложить 25 млн. $ в компанию Be Inc., финансовые дела у которой опять шли плохо. «Be Inc. – компания, которой смерть дышала практически в самую спину, – говорил в то время аналитик компании Zona Research Грег Блатник. – Я думаю, благодаря финансированию Intel, она (Be Inc. – Прим. авт.) скоро снова встанет в строй. Если же у неё на уме ещё несколько других сделок – это пойдёт компании только на пользу».

Кроме того, Intel также предоставила компании Гассе своих инженеров для обеспечения наиболее полной совместимости с процессорами семейств Pentium/Celeron. Так, например, Be Inc. была одной из первых компаний, продемонстрировавших на примере своей ОС, а также некоторых других приложений преимущества новых инструкций SSE, появившихся в процессорах Pentium III.

В июне 1998 года BeOS, можно сказать, увидела мир. Именно в это время Microdata AB стала первым официальным дистрибьютором BeOS. Патрик Ланц, сотрудник Microdata, предложил Гассе продавать BeOS в Швеции ещё в начале 1998 года, и лишь по истечении шести месяцев управляющий Be Inc. решил рискнуть. «Я до сих пор помню, как мы продавали коробки с BeOS v.3, на которых крупными буквами было написано «Не для продажи!» – вспоминает Ланц.

В дальнейшем дистрибьюторами BeOS стали: Gobe Software (американский рынок, а также англоязычные территории Азии), Hitachi (Япония и остальная часть Азии), а также Koch Media и Apacabar (Европа).

Как только Be Inc. выпустила версию своей ОС для архитектуры х86, её главной задачей стало налаживание контактов и заключение партнёрских соглашений с производителями ПК с целью установки BeOS на их компьютеры. К сожалению, почти все компании отвечали отказом, но это немудрено, ведь Be Inc. была «зелёным новичком» на рынке, который всецело лежал у ног корпорации Microsoft и её Windows.

Тем не менее один производитель ПК всё же откликнулся на зов Be Inc. Им стала компания Hitachi Ltd., производящая компьютеры для японского рынка. Впечатлённая возможностями BeOS, она согласилась преустанавливать BeOS на три модели своих компьютеров, выпускавшихся под маркой Hitachi Flora Prius. И, казалось бы, всё будет хорошо…

Ещё в 1996 году на вопрос корреспондента известного журнала Wired «Что вы думаете о Билле Гейтсе» Гассе ответил: «Биллу постоянно сопутствует успех. Билл – это Билл. Microsoft очень хорошо управляется. И ещё одно: компания – отличный террорист, когда дело касается её интеллектуальной собственности». И он не прогадал.

Как только Be Inc. наладила партнёрские соглашения с Hitachi и обе компании выпустили пресс-релизы о совместном сотрудничестве, буквально на следующий день в офис японской компании прибыли юристы Microsoft и ясно дали понять, что, если Hitachi будет устанавливать BeOS и Windows на свои компьютеры, лицензия на их операционную систему будет отнята. Это же предупреждение получили все известные и не очень производители ПК.

Как Microsoft могла запретить устанавливать BeOS? Очень просто: в лицензионном ОЕМ-соглашении Microsoft, которое подписывает каждая компания-производитель ПК, говорится: «После того, как пользователь включит компьютер и пройдёт стадия инициализации BIOS, запрещается изменять или модифицировать последовательность появления экранов, отображаемых Windows 98, вплоть до появления надписи «Добро пожаловать в Windows 98». Таким образом, Hitachi, равно как и другие производители ПК, не могли установить специальный загрузчик, позволявший пользователю выбрать, какая ОС, Windows или BeOS, будет загружаться на его компьютере.

Результат оказался плачевным. Несмотря на то что BeOS была установлена на ПК, пользователь мог узнать о её существовании лишь по загрузочной дискетке, входившей в комплект поставки. Попытка Be Inc. закрепиться в качестве OEM-лицензиата операционной системы производителя компьютеров провалилась. Позже, в 1999 году, компания даже предлагала бесплатные лицензии на свою ОС, но «мыши на бесплатный сыр не  пошли».

Во время походившей 10 ноября 1998 года выставки COMDEX 98 Be Inc. анонсировала новую, четвёртую версию BeOS. Среди её основных новшеств стоит отметить:

  • новую библиотеку Media Kit, предназначенную для выполнения комплексных операций над потоковыми медиа-данными;
  • в очередной раз расширенную поддержку нового аппаратного обеспечения; возможность работы с разделами FAT16/32 (чтение/запись данных из-под BeOS);
  • увеличившуюся на 30% производительность ОС, а также расширенные сетевые возможности.

Сама Be Inc. считала BeOS 4.0 первой версией системы, полностью удовлетворяющей потребности обычного пользователя, а также готовой для OEM-предустановки на персональные компьютеры. По словам аналитика исследовательской фирмы IDC Уильяма Петерсона, у Be Inc. наконец-то появилась очень быстрая и стабильная ОС.

Приблизительно в это время для BeOS начали появляться программы «второго поколения», по своим возможностям не уступающие Windows или MacOS-аналогам. Среди них стоит отметить: офисный пакет GobeProductive (Gobe Inc.), программы нелинейного видеомонтажа для любителей (personalStudio) и профессионалов (A-Studio) от компании Adamation, растровый редактор Easel (Human Touch), пакет для создания «классической» мультипликации Moho (Lost Marble) и др. Кроме того, компания Wildcard Design стала первым разработчиком игр для BeOS. Её «стартовыми» продуктами стали перенесённые с других операционных систем игры Axia и Abuse.

Спустя пару месяцев после выхода BeOS 4.0 состоялась первая публичная демонстрация возможностей аппаратного ускорения OpenGL, над которым инженеры Be Inc. работали на протяжении полутора лет. Специально для этого программист Be Inc. Эндрю Кимптон портировал на BeOS игру Quake II.

Зоркий глаз присутствовавших, внимательно следивших за демонстрацией, заметил, что чип Pentium III, установленный на тестовом компьютере, работал на частоте 400 МГц, тогда как официально частота этих процессоров стартовала на отметке 450 МГц. Этот факт лишний раз доказывает, что  инженеры Be Inc. имели доступ к прототипам нового чипа Intel задолго до его публичной демонстрации.

Кстати, стоит отметить работу OpenGL на BeOS, вернее, её скорость. Тот факт, что операционная система демонстрировала двух-, а в некоторых тестах трёхкратное превосходство перед Windows 95/98, говорил о возможной будущей любви разработчиков игр к этой ОС. BeOS даже начали называть «игровой платформой будущего». Ах, мечты…

Тем временем постоянно развивающийся компьютерный рынок требовал от BeOS новых возможностей. Прекрасно осознавая это, Be Inc. не стала медлить, и в апреле 1999 г. объявила о скором выходе новой версии своей операционной системы под номером 4.5. Вкратце перечислим основные нововведения BeOS 4.5: новый экран загрузки, показывающий загружающиеся в данный момент компоненты ОС, обновлённую панель настроек для лёгкой конфигурации звуковых и видеокарт, появившиеся хранители экрана, а также полные либо демонстрационные версии программ: 3dsound (позже изменившей название на 3dmix) SoundRecorder, Moho, BePlan, поставлявшиеся в комплекте.

15 апреля 1999 года Be Inc. с гордостью заявила, что количество зарегистрированных разработчиков для BeOS перевалило за отметку 10 000. Но несмотря на такой внушительный показатель, большие компании не спешили рисковать с выходом на BeOS-рынок. И их можно было понять.

Пчела демонстрирует своё жало

Выход BeOS 4.5, конечно же, не оказался незамеченным, но померк на фоне анонса Be Inc. 3 марта 1999 года об изменении своей стратегии и анонсе новой ОС под названием BeIA (кодовое название Stinger – жало). Компания, ранее делавшая ставки на операционную систему BeOS, решила попытать счастья на только начавшем зарождаться рынке так называемых персональных устройств для доступа в Интернет – Internet Apliances. Целевая аудитория IA – люди, желающие приобщиться к миру высоких технологий, но опасающиеся большой сложности в освоении компьютеров. Для примера типичного устройства рассмотрим собственный прототип Be Inc. под названием IPAD (Internet Personal Access Device – персональное устройство для доступа в Интернет), продемонстрированный компанией на выставке PC Expro в июне 1999 г. Это  устройство, по форме напоминающее LCD-монитор с «деформированной» стойкой, было предназначено для использования на кухне и позволяло бы своему владельцу смотреть видеорецепты приготовления различных блюд, наблюдать за детьми в соседней комнате, слушать музыку, читать новости, получать и отправлять почту и, конечно же, бороздить просторы Интернета. Если вспомнить основную концепцию BeOS (быстрая, надёжная, компактная, с широкими мультимедийными возможностями), получается, что она, как никакая другая ОС в мире, была предназначена для такого устройства. Гассе с товарищиами подумал так же и решил рискнуть.

BeIA является «урезанной» версией обычной BeOS, в которую для улучшения мультимедийных и сетевых возможностей были добавлены: новый сетевой стек BONE (BeOS Network Stack), браузер Opera 4.0, медиаплеер Real Player, а также виртуальная машина Java. Кроме того, каждый производитель, лицензировавший BeIA, мог самостоятельно создать внешний вид системы, подстраивая его под нужды конкретного устройства. В результате усечения некоторых библиотек новая ОС могла спокойно разместиться на флэш-карте объёмом 16 Мб и комфортно чувствовать себя на тех же 16 Мб ОЗУ. По мнению Be Inc., BeIA могла бы с успехом применяться в веб-планшетах, медиа-серверах, хранящих различную фото-, аудио- и видеоинформацию, миниатюрных ПК, игровых консолях и т. д.

Вместе с заявлением об изменении стратегии Гассе объявил о том, что Be Inc. становится открытой акционерной компанией. Выпуск шести миллионов акций по цене 6 долл. за акцию должен был, по мнению управляющего, принести Be Inc. 57 млн. долл., необходимых на развитие и продвижение проекта BeIA (суммарная прибыль компании в 1998 году составила всего 1,2 млн. долл.). Первым «внешним» акционером Be Inc. стала, как нетрудно догадаться, корпорация Intel, купившая 10% её акций.

Сразу после объявления Жаном-Луи Гассе новой стратегии развития компании среди пользователей BeOS поднялась буря негодования, вызванная опасением, что Be Inc. перестанет уделять должное внимание версии своей ОС для настольных компьютеров. Павел Цислер, создатель Tracker, предложил Стиву Сакоману открыть исходные коды некоторых частей системы, чтобы сообщество программистов для BeOS могло дальше улучшать возможности операционной системы. Поскольку Сакоман и Гассе сами думали над подобным шагом, идея Цислера была воплощена в жизнь, и на свет появились проекты OpenTracker и OpenDeskbar. Тем не менее циркулировавшие вплоть до середины 2000 года слухи об открытии исходного кода всей BeOS таковыми и остались. Причина, по словам Гассе, заключалась в большом количестве чужих технологий, лицензированных Be Inc. для своей ОС. Их изымание из системы потребовало бы очень много времени, которого у компании с её ограниченными ресурсами просто не было.

Изменение стратегии Be Inc. коренным образом повлияло на весь рынок BeOS. Несмотря на то, что курс акций компании после объявления BeIA стал расти, многие именитые разработчики ПО, понимая, что дальнейшая судьба BeOS теперь под вопросом, приостановили либо прекратили процесс переноса своих приложений. В их число вошли: Steinberg (аудиоредактор NUENDO), Emagic (аудиоредактор Logic Audio), Maxon (пакет для создания трёхмерной графики Cinema 4D) и др. Также были приостановлены работы по переносу приложений внутри самой Be Inc. BeOS-версии генератора трёхмерных ландшафтов Bryce 4 (MetaCreations), пакетов для создания трёхмерной графики Strata3D и StudioPro, а также программы нелинейного видеомонтажа VideoShop (C-3D Digital) так и остались незаконченными.

Изменение стратегии Be Inc. больно ударило и по тем немногим компаниям, осмелившимся начать работы по переносу своих игровых приложений на BeOS. Со временем операционная система лишилась: Tribes II, Neverwinter Nights, Worms Armageddon, Shogo: Mobile Armor Division, Unreal Tournament, Quake III, Black & White и SimSity 3000. Хотя ещё одним немаловажным аспектом, препятствовавшим появлению игровых продуктов на BeOS, стали постоянные задержки с тестированием аппаратного ускорения OpenGL и нового сетевого BONE. Из дошедших до пользователя игр остались лишь Civilization: Call to Power и Corumn III: Chaotic Magic.

Кроме программ, BeOS начала «терять» и инженеров, работавших над ней. Так, в течение 1999 года из Be Inc. ушли практически все создатели операционной системы: Доминик Джиамполо (автор BFS), Джейсон Семс (работавший над OpenGL), Говард Бирки (BONE), Павел Цислер (Tracker) и др.

Из положительных событий, последовавших вслед за роковым заявлением Жана-Луи Гассе, стало объявление в августе 1999 г. Be Inc. финансовых результатов второго квартала. Прибыль компании составила 537 000 долл., что на 74% больше (309 000 долл.), чем за первый квартал.

Окрылённая успехом, Be Inc. начала усиленно продвигать свою новую ОС на рынок. Среди компаний, лицензировавших BeIA на протяжении 1999 года, стоит отметить: Intel, Microworkz, Qubit Technology, National Semiconductor, First Computer International, Metricom и др. Большинство из устройств, анонсированных этими компаниями, представляли собой маломощные ПК, веб-планшеты, а также «интеллектуальные пульты» для дистанционного управления бытовой электроникой.

«Засмотрелась» на BeIA и Compaq Computer. По словам представителей компании, для её персонального устройства, предназначенного для доступа в Интернет, новая ОС от Be Inc. подходила как нельзя лучше. Компании заключили партнёрское соглашение, и Compaq стала официальным лицензиатом BeIA. Однако в октябре 1999 года компания объявила о разрыве соглашения и лицензировании Windows CE от корпорации Microsoft. В это же время в Интернет просочились слухи о том, что Compaq незаконно предоставила конфиденциальную информацию относительно BeIA Microsoft, за что та обеспечила компании скидку на Windows CE. Таким образом, бывший партнёр подло предал Be Inc. и пошёл под суд, закончившийся, правда, безрезультатно.

BeOS 5 Personal Edition: преодолевая миллионный рубеж

Несмотря на некоторые успехи Be Inc. в деле лицензирования BeIA, пользователи BeOS продолжали негодовать и требовать выпустить новую версию системы, содержавшую долго ожидаемые аппаратную акселерацию OpenGL, сетевой стек BONE, а также виртуальную машину Java. Дабы хоть как-то успокоить своих клиентов, Be Inc. в марте 2000 года объявила о выходе сразу двух версий BeOS 5.0 – Personal Edition и Professional Edition. В пятой версии ОС содержалось меньше улучшений, чем в BeOS 4.5, да и они были не такими важными. Судите сами: благодаря проектам OpenTracker и OpenDeskbar обновились Tracker и Deskbar; новый драйвер для файловых систем NTFS и ext2fs позволил читать (но не записывать) данные в разделах Windows 2000 и Linux; была улучшена производительность ОС при проигрывании MPEG-файлов; появилась простая программа для записи CD-дисков под названием CDBurner, была добавлена поддержка колёсика прокрутки на мыши, расширен список поддерживаемого аппаратного обеспечения (в основном принтеров), а также несколько улучшены возможности программ NetPositive, BeMail, Camera, 3dmiX и среды разработки BeIDE.

BeOS 5 Pro Edition помимо этого содержала несколько лицензированных Be Inc. компонентов: лицензированный mp3-кодек, медиа-проигрыватель RealPlayer G2, видеоэнкодер Indeo 5, а также руководство по эксплуатации и техническую поддержку. При этом из ОС пятой версии были убраны экспериментальные драйверы аппаратного ускорения OpenGL, присутствовавшие в BeOS 4.5.

Главное же отличие между PE и Pro-версиями заключалось в том, что бесплатная BeOS 5.0 поставлялась в виде инсталлятора и устанавливалась в Windows, создавая полугигабайтный образ BFS внутри файловой системы FAT32. Be Inc. надеялась использовать BeOS 5 PE в качестве «троянского коня», который позволил бы пользователям, не желающим или не умеющим устанавливать операционную систему на отдельный раздел, тем не менее попробовать её.

В результате «Интернет-бума» Personal Edition всего за три месяца было скачано более миллиона копий BeOS 5 PE. Кроме того, практически каждый компьютерный журнал считал обязательным включить бесплатную версию ОС на свой компакт-диск. Так, по словам Стива Сакомана, в одной только Европе более 65 журналов распространили BeOS 5 PE количеством в шесть миллионов копий.

Стоит также отметить появление напротяжении 2000 года качественного нового ПО для BeOS: новой версии офисного пакета GobeProductive 2.0 с возможностью чтения документов Microsoft Office, программ для создания музыкальных композиций (GrooveMaker), ди-джеинга (FinalScratch), а также финального мастеринга песен (T-RackS), программы для нелинейного видеомонтажа (UltraDV) и др.

BeOS была у всех на виду. О ней заговорил весь компьютерный мир. Тем не менее дела у Be Inc. шли всё хуже и хуже. Если компанию представить в качестве мяча и подкинуть его высоко вверх, момент, когда он достигнет максимальной высоты и начнёт стремительно падать вниз, настал для Be Inc. именно в 2000 году.

На протяжении 2000 года стратегия BeIA начала «давать трещины». Одна за другой компании, ранее лицензировавшие новую ОС, объявляли о переходе на другие альтернативные решения: кто – на WindowsCE, кто – на QNX, а кто – на Linux.

Be Inc. помогали удержаться на плаву лишь продажи BeOS 5 Pro, принёсшие за последний квартал 2000 года 480 000 долларов, которых едва хватало на выплату зарплаты своим сотрудникам. Понимая, что каждый новый день приближает Be Inc. к банкротству, Гассе и компания продолжали усиленно продвигать BeIA в массы.

На выставке CES 2001, ежегодно проходящей в Лас-Вегасе, Be Inc. представила миру прототип Aura – мультимедийного домашнего центра, предназначенного для кодирования, прослушивания, а также хранения музыки в формате mp3. Устройство подключалось к телевизору и обладало интуитивно-понятным пользовательским интерфейсом, позволявшим организовывать композиции в плейлисты, просматривать информацию о песнях, дополнительные данные об исполнителях, а также в будущем покупать музыку через интернет-магазины. Идея с Aura так понравилась самой Be Inc., что компания буквально сразу же объявила о создании целой платформы под названием HARP (Home Audio Reference Platform – базовая платформа), предназначенной для создания «умных» мультимедийных устройств. На HARP сразу же объявился первый потенциальный покупатель – Music Republic, но дальше «постного» релиза о сотрудничестве с Be Inc. дело, как в случае с абсолютным большинством лицензиатов BeIA, не пошло.

Прощальный вздох

2001 год стал последним годом жизни Be Inc. Финансовые показатели компании держались на уровне «ватерлинии» лишь благодаря Sony, лицензировавшей BeIA для своего нового интернет-терминала eVilla. Убытки Be Inc. достигли к 31 декабря 2000 г. (конец финансового года) 94 млн. долл., в то время как прибыль составила лишь 14 миллионов. Эти финансовые показатели заставили компанию пойти на крайние меры – уволить 27 человек. Несмотря на то, что большинство из них занимали должности менеджеров по продажам, Be Inc. лишилась и нескольких инженеров, «не вовлечённых в разработку основного продукта компании», то бишь программистов BeOS.

В феврале 2001 года, отчаявшись, компания подала в суд на корпорацию Microsoft, обвиняя её в монополизации рынка операционных систем своей Windows, а также в давлении на производителей ПК. В то время судебный антимонопольный процесс касательно Microsoft длился уже три года (в частности, вспомните «войну» браузеров Netscape Navigator и Internet Explorer в 1998 г.). Be Inc., лишённая возможности поставлять свою ОС производителям компьютеров, чтобы те могли спокойно устанавливать её на свои ПК, вошла в группу компаний-обвинителей. Судебный процесс затянулся до 5 сентября 2003 года, когда Be Inc. (в которой к тому времени останется лишь один сотрудник – юрист) объявила об отзыве своего иска, а Microsoft – о выплате 23,25 млн. долл. компании в качестве компенсации.

BeIA и практически «иссякшие» продажи BeOS 5 Pro не смогли удержать BeOS от падения в бездну: 2 апреля 2001 года Жан-Луи Гассе объявил, что оставшихся у Be Inc. 9 млн. долл. хватит лишь на шесть месяцев существования, после чего она полностью обанкротится. Гассе ничего не оставалось, как начать разрабатывать план продажи своей компании.

В августе 2001 года Be Inc. объявила об очередном увольнении 28 сотрудников, пытаясь хоть немного снизить затраты и продержаться до того, как на её душу найдётся покупатель.

Ждать, впрочем, надо было недолго. Буквально через пару недель после второго увольнения компания Palm Inc. 18 августа соизволила приобрести Be Inc. и впоследствии использовать мультимедийные возможности, предоставляемые BeIA, в своей собственной операционной системе для КПК PalmOS. 12 ноября, после совещания акционеров Be Inc., Palm окончательно приобрела всю интеллектуальную собственность компании за ничтожную сумму в 11 млн. долл. Казалось, история «пчелы» подошла к концу…

Жизнь после смерти

Ан нет. Невзирая на официальную «смерть» BeOS, сообщество её пользователей продолжает активно поддерживать систему. Постоянно выпускаются новые программы, совершенствуются старые. На основе бесплатной BeOS 5 PE, а также патчей, драйверов и программ, народ собирает различные дистрибутивы.

Например, BeOS, ранее не «дружившая» с процессорами Pentium 4/Athlon, а также видеокартами старше первого ATI Radeon, благодаря появлению BeOS Max и BeOS Developer Edition может спокойно работать на новых компьютерах.

Кроме того, на основе просочившейся тайком в 2001 году беты, следующей за BeOS пятой версии BeOS 5.1d0 (кодовое название Dan0), был разработан дистрибутив PhOS.

Но самое главное – BeOS продолжает развиваться, и в этом ей помогают два проекта – Haiku и Zeta. Расскажем о них лишь в паре приложений. Заинтересованные могут найти подробное описание и новости касательно проектов по адресам, находящимся в конце статьи.

Проект Haiku, ранее носивший неофициальное название OpenBeOS, стартовал буквально через два месяца после покупки Palm компании Be Inc. Его целью стало воссоздание BeOS 5.0 в новой операционной системе с открытым исходным кодом. Помимо этого, программисты уже выпустили достаточно драйверов, позволяющих существующим версиям BeOS чувствовать себя «как дома» на большинстве распространённых конфигураций современных ПК.

Что же касается BeOS Zeta, её основателем является немец Бернд Корц, ранее занимавшийся выпуском журнала InsideBeOS, почившего после пятого номера. В начале 2001 года Корц основал компанию yellowTAB, решившую заняться дальнейшим продвижением BeOS. Для этого им была выкуплена лицензия на продажу BeOS 5 Pro у немецкого дистрибьютера Koch Media, на основе которой yellowTAB собиралась выпустить дистрибутив под названием BeOS NG (Next Generation – следующее поколение). Позже его «начинку» было решено заменить с BeOS 5 Pro на BeOS 5.1d0, в результате чего операционная система изменила название на BeOS Zeta.

На данный момент Zeta является наиболее продвинутой версией BeOS. Она включает в себя:

  • обновлённое ядро;
  • SVG Tracker, поддерживающий векторную графику;
  • новый USB-стек;
  • BONE и множество других улучшений и дополнений.

По словам Бернда Корца, количество проданных копий BeOS Zeta в три раза превышает количество всех предыдущих версий BeOS, проданных Be Inc.

Послесловие

Делать какие-либо выводы относительно «светлого» будущего BeOS ещё рановато, тем не менее рискнём предположить, что после выхода более или менее стабильной версии Haiku, а также новых версий Zeta о BeOS снова заговорят в таком же «радужном свете», как и в 1996 году. Круг замкнётся, и начнётся новая эра – эра BeOS.

Рисунок 1. Программа для нелинейного видеомонтажа personalStudio

Рисунок 1. Программа для нелинейного видеомонтажа personalStudio

Рисунок 2. Прототип IPAD, демонстрировавшийся Be Inc. на выставке PC Expo’99

Рисунок 2. Прототип IPAD, демонстрировавшийся Be Inc. на выставке PC Expo’99

Рисунок 3. Многозадачность BeOS 5.0 – одновременная работа десяти игр

Рисунок 3. Многозадачность BeOS 5.0 – одновременная работа десяти игр

Рисунок 4. Офисный пакет GobeProductive 2.0

Рисунок 4. Офисный пакет GobeProductive 2.0

Рисунок 5. Интерфейс прототипа цифрового музыкального сервера Aura

Рисунок 5. Интерфейс прототипа цифрового музыкального сервера Aura

Рисунок 6. Программа для финального мастеринга песен T-RackS

Рисунок 6. Программа для финального мастеринга песен T-RackS

Рисунок 7. Интернет-терминал Sony eVilla, работающий на базе BeIA

Рисунок 7. Интернет-терминал Sony eVilla, работающий на базе BeIA

Рисунок 8. Интерфейс BeOS Zeta

Рисунок 8. Интерфейс BeOS Zeta

Рисунок 9. Графический растровый редактор Refraction

Рисунок 9. Графический растровый редактор Refraction

Ссылки:

  1. www.qube.ru – сайт русскоязычных пользователей BeOS.
  2. www.bebits.com – база программного обеспечения для BeOS. Практически все существующие программы, а также новые драйверы для этой ОС можно скачать с этого сайта.
  3. www.yellowtab.com – если вдруг возникло желание попробовать BeOS Zeta, заказать её можно на сайте компании-разработчика.
  4. www.haikunews.org – источник новостей о проекте Haiku.

Комментарии
 
  11.04.2008 - 02:22 |  JackMX

Ось жива зря похронили.....
http://attack-on-web.net/showthread.php?goto=newpost&t=749

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru