Грядущие налоговые изменения для ИТ-сектора – необходимость или угроза оттока бизнеса?
Введение новых налоговых норм для отечественной ИТ-отрасли вызывает серьезные опасения у представителей малого и среднего бизнеса. О возможных последствиях, релокации и мерах поддержки рассказал нашей редакции Глава Рабочей группы по цифровизации при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
- Новые налоговые изменения могут негативно повлиять на малый и средний бизнес, в частности, на небольшие ИТ-компании и стартапы. Расскажите, пожалуйста, о возможных последствиях отмены налоговых льгот и предлагаемых изменений для ИТ-отрасли.
- Четыре года льготного режима позволили российскому ИТ-сектору активно развиваться. Однако с 2025 года налог на прибыль для ИТ-компаний повышается до 5%, также планируется отмена ряда других преференций. Такой новый налоговый манёвр вызывает беспокойство всего рынка, так как он может привести к серьезным последствиям и для малого бизнеса, и для крупных игроков.
Прежде всего, это повлечет за собой отток компаний в иностранные юрисдикции, кроме того, может вызвать замедление развития российского ИТ‑сектора, снизив его конкурентоспособность на международном рынке. Из-за исключения многих льгот, возрастет фискальная нагрузка на компании.
Также введение нового порога для плательщиков НДС при УСН и повышение социальных выплат серьезно ударят по финансовым потокам малого бизнеса и стартапов, заставят их задуматься о схеме работы в целом. Ужесточение условий приведёт к потере конкурентного преимущества российского цифрового сектора на международной арене, а отток ИТ-специалистов станет заметным и не будет иметь сдерживающего фактора, кроме серой зарплаты.
- Почему важно не только отменить повышение базовой ставки НДС для ИТ-компаний, но и установить порог доходов, при котором ИТ-компании, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС при доходе не менее 30 млн. руб. в год (сейчас предлагается порог - 10 млн. руб. в год)?
- Власти рассматривают возможность снижения порога годового дохода для налогоплательщиков по УСН для уплаты ставки НДС 5% - с 60 млн. руб. до 10 млн. руб. Я считаю, что понижать порог для ставки НДС 5% – губительно и преждевременно – это делать нельзя вообще! Особенно в отношенииИТ‑компаний и малого бизнеса в целом, так как бОльшая их часть работает именно в диапазоне 60-80 млн.
Более того, сегодня (в 2025 году) сохранение порога в 60 млн. руб. – это стабильность для развития: этот порог дает компаниям уверенность в сегодняшнем дне и позволяет планировать проекты на 2026-2027 гг. Снижение порога годового дохода не урегулирует и многие другие аспекты, которые власти предполагают решить.
Например, государство активно борется с таким явлением, как дробление бизнеса. Но снижение порога не решит эту проблему. Дробить возможно и при пороге в 10 млн рублей, и при пороге в 1 млн рублей. Такие решения только создадут административные барьеры для честных небольших компаний.
Особенно сильный удар ощутят ИТ-стартапы, а ведь именно на развитие такого бизнеса были брошены существенные силы государством за последние 7 лет. Снижение порога доходов до 10 млн. рублей, при котором ИТ-компании, применяющие УСН, становятся плательщиками НДС, для начинающего бизнеса особенно опасно, потому что не соответствует его финансовым потребностям. Особенно стартапам в сфере искусственного интеллекта и робототехники, которым нужны масштабные инвестиции, но по итогу “первого посева” и вложений они получат небольшую прибыль.
Вместо снижения порога для ставки НДС 5% целесообразно обсудить постепенное снижение ставки НДС 7% при обороте свыше 200 млн. руб. в течение трех лет (250-235-220-200).
- При каких условиях (изменение налогового режима) российские ИТ-компании могут стать релокантами и почему?
- Главным условием для релокации бизнеса является более выгодная налоговая ставка в другой стране, льготные условия при выплатах заработной платы и получении субсидии для производителей локализованных ПО.
Сегодня иностранные юрисдикции предлагают условия гораздо привлекательнее, чем Россия. Если будет повышена ставка НДС для отечественных ИТ-компаний, то, конечно, российская юрисдикция будет проигрывать, тем более, если будет снижена ставка НДС для УСН. Страны СНГ, Сербия, Черногория, страны Балканского полуострова и ряд других, начнут усиленно привлекать не только ИТ-компании, но и квалифицированные кадры, рабочие руки и мозги, для укрепления собственного инновационного потенциала.
- Какие государственные меры необходимы для того, чтобы не только удержать российские ИТ-компании от релокации, но и привлечь высокотехнологичный бизнес в страну?
- Единственная возможность сохранить компании внутри страны – это оставить налоговые льготы как по НДС, так и по налогу на прибыль, по социальным выплатам на действующих условиях. Любые изменения должны вводиться постепенно, в течение 3-5 лет, очень аккуратно и дозировано, понимая, для чего это делается и какие будут изменения для ИТ-отрасли в дальнейшем. Начинающим компаниям необходимо также предоставлять возможность получить выгодные условия работы, часть из которых сегодня реализуется.
- Да, представители ИТ-отрасли предлагают установить переходный период, в течение которого ИТ-компании смогут перейти на новые налоговые изменения без ущерба для своего бизнеса, а также для полного перехода российского бизнеса на отечественные ИТ-решения. Нужны ли какие-то ограничительные меры для бизнеса со стороны государства, чтобы ускорить этот переход?
- В рамках нашей Рабочей группы по цифровизации при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве, мы неоднократно настаиваем на установлении переходного периода для адаптации к новым условиям. Особенно, когда речь идет об ужесточении правил. Это позволит компаниям перестроить бизнес-процессы без серьезных потерь.
Что касается ускорения перехода на отечественное ПО, то здесь эффективны не ограничительные меры, а стимулы, не уголовная ответственность, а субсидии для развития отечественного ПО.
Также мы неоднократно говорили о субсидиях и преференциях, в том числе в отношении тех компании, которые закупают российское программное обеспечение, оборудование и внедряют отечественные технологии.
Установление льгот по привлечению рабочей силы из-за границы, чтобы эти специалисты осуществляли свою деятельность на территории Российской Федерации, также является немаловажным фактором.
- Как действующие программы субсидий и льгот для бизнеса могут поддержать развитие небольших IТ-компаний сегодня?
- Для поддержки небольших ИТ-компаний Рабочая группа по цифровизации при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве предлагает конкретные шаги в проекте поправок к Налоговому кодексу:
- плавный переход к любым изменениям, особенно связанным с налогообложением;
- сохранение ставки НДС на уровне 0% для ИТ-компаний;
- по упрощенной системе налогообложения сохранить порог в 60 млн. руб. для перехода на 5% НДС;
- поэтапное повышение социальных выплат с 7,6% до 15% до 2030 года (например, по 1,5% в год), чтобы бизнес понимал, какие его ожидают риски и изменения по ставкам.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как руководитель, как юрист, о деятельности Рабочей группы по цифровизации при Уполномоченном по защите прав предпринимателей г. Москвы, которую Вы возглавляете, о предложениях по поводу налоговых изменений.
- Наше комьюнити действует уже более четырёх лет. Мы активно занимаемся не только вопросами предоставления льгот и инициатив по налогообложению для ИТ-сектора, но и в целом рассматриваем вопросы цифрового развития страны в разных отраслях. Фокус работы — изменение законодательства по внедрению цифровых технологий: от процедуры банкротства до подачи документов. Многие инициативы группы находят отклик на законодательном уровне и воплощаются в нормативных актах.
В условиях грядущих налоговых изменений диалог между властью и бизнесом как никогда важен. Только взвешенный подход, учитывающий необходимость поддержки ИТ-сектора, позволит сохранить его конкурентоспособность и остановить отток компаний и умов из страны.
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
|