Образование в сети: веб-разработка::Журнал СА 03.2016
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Электронный документооборот  

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Область применения технологий электронной подписи с каждым годом расширяется. Все больше задач

 Читать далее...

Рынок труда  

Системные администраторы по-прежнему востребованы и незаменимы

Системные администраторы, практически, есть везде. Порой их не видно и не слышно,

 Читать далее...

Учебные центры  

Карьерные мечты нужно воплощать! А мы поможем

Школа Bell Integrator открывает свои двери для всех, кто хочет освоить перспективную

 Читать далее...

Гость номера  

Дмитрий Галов: «Нельзя сказать, что люди становятся доверчивее, скорее эволюционирует ландшафт киберугроз»

Использование мобильных устройств растет. А вместе с ними быстро растет количество мобильных

 Читать далее...

Прошу слова  

Твердая рука в бархатной перчатке: принципы soft skills

Лауреат Нобелевской премии, специалист по рынку труда, профессор Лондонской школы экономики Кристофер

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9932
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8141
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8248
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5223
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5906
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Образование в сети: веб-разработка

Архив номеров / 2016 / Выпуск №03 (160) / Образование в сети: веб-разработка

Рубрика: Карьера/Образование /  Рейтинг

Игорь Штомпель ИГОРЬ ШТОМПЕЛЬ, инженер, системный администратор. Сфера профессиональных интересов – свободное ПО, keepercoder@gmail.com

Образование в сети:
веб-разработка

Веб-разработка переживает бум популярности, специалисты востребованы на рынке. Повысить уровень знаний в области создания веб-приложений позволяют онлайн-курсы

Но необходимо отметить, что курсы, вошедшие в наш рейтинг, имеют разную сложность, преследуют различные цели. Какой из них подходит для изучения – решать вам!

Участники рейтинга

Основы веб-разработки

  • Учебное заведение: CodenameCRUD (http://codenamecrud.ru)
  • Специальность: программист
  • Лекции: 27 лекций
  • Материалы: текст, видео, тренажеры
  • Уровень сложности: специалисты
  • Сертификат: нет
  • Адрес: http://codenamecrud.ru/basics-of-web-development

Основы разработки сайтов и веб-приложений

Перспективные языки веб-разработки

Перспективные технологии и языки веб-разработки

  • Авторы: А.В. Сычев (к.ф.-м.н., доцент кафедры информационных систем факультета компьютерных наук Воронежского госуниверситета)
  • Учебное заведение: ИНТУИТ (http://intuit.ru)
  • Специальность: программист
  • Лекции: 16 лекций, 8 самостоятельных работ
  • Материалы: текст
  • Уровень сложности: специалисты
  • Сертификат: нет
  • Адрес: http://www.intuit.ru/studies/courses/2336/636/info

Наш подход

Для сравнения курсов мы определили несколько параметров, а именно следующие: интерфейс, содержание, иллюстративный материал, сертификация. Каждый из параметров предполагает присвоение оценки (от 1 до 5), а также каждый параметр имеет свой вес (от 1 до 5). Умножение оценки параметра на его вес дает итоговый балл по нему. Сумма итоговых баллов всех параметров определяет место в рейтинге.

Стоит отметить, что максимальный вес мы присвоили только параметру содержание – 5. На балл ниже был оценен параметр интерфейс – 4. А два оставшихся параметра – иллюстративный материал и сертификация – получили оценку 3.

Основы веб-разработки

Начнем рейтинг курсов, посвященных веб-разработке, с одного из них, доступного на портале http://codenamecrud.ru (см. рис. 1). Его формат специфичен для наших статей этой серии. Дело в том, что он состоит не из лекций, а из шагов. Шаги сгруппированы в разделы.

Рисунок 1. Курс «Основы веб-разработки»

Рисунок 1. Курс «Основы веб-разработки»

Всего разделов шесть. Это «Основы», «Фронтенд», «Бэкенд», «Фреймворки для веб-разработки», «Дополнительные важные темы», «Собираем все воедино». Далее поговорим подробнее о каждом из разделов.

Первый раздел состоит из пяти шагов. Вначале сообщается информация общего плана. Например, о том, чем занимается веб-разработчик, об особенностях курса. На них стоит остановиться подробнее. Дело в том, что на каждом шаге приводится вводная информация о поставленной проблеме, но она снабжается ссылками на контент в сети, который, помнению авторов, является лучшим из посвященных поставленным проблемам из того, что они смогли найти.

Следующие шаги раздела посвящены работе сети, работе компьютера (с акцентом на командную строку), необходимым терминам, установке необходимого программного обеспечения.

Еще одна особенность. На многих шагах акцентируется внимание на пунктах для размышления, даются задание и ссылки на ресурсы, которые помогут в выполнении заданий, атакже ссылки на дополнительные материалы.

Второй раздел начинается с введения в фронтенд. Например, в качестве задания предлагается ознакомиться с интервью Ника Шадена [Nick Schaden] [1], веб-разработчика из Нью-Йорка, со статьей «Начало работы с веб» на портале Mozilla Developer Network [2], а также просмотреть видео, посвященное Chrome Developer Tools, на портале Youtube [3]. Напоследующих шагах раздела слушатели познакомятся с основами HTML и CSS, реализуют проект на них, а затем исследуют основы JavaScript и JQuery и реализуют проект с ихиспользованием.

Третий раздел посвящен бэкенду. Как и предыдущий, он начинается с введения в технологию. За основу взят язык программирования Ruby. Изучаются также и основы тестирования, в конце реализуют проект на Ruby. Завершает раздел исследование баз данных (в основе SQL, реляционные базы данных).

Четвертый раздел призван дать представление о фреймворках. После введения в технологию обучающиеся познакомятся c Ruby on Rails и с тем, как с его помощью реализуется проект. Краткое ознакомление с Backbone.js завершает раздел.

Раскрыть дополнительный материал призван предпоследний раздел. Он ориентирован на раскрытие таких проблем, как работа с Git, облака, хостинг, SaaS, безопасность исоответствующие лучшие практики, основы FTP.

Заключительный раздел позволяет свести в общую картину все изученные в курсе технологии.

Интерфейс курса текстовый. На главной странице курса представлены все разделы и шаги. Можно перейти на любой шаг. Из текущего шага можно вернуться на главную страницу, на предыдущий шаг или перейти на следующий. Теги, код, ссылки выделяются своими цветами. Это очень удобно для восприятия материала.

Большинство шагов содержит ссылки на видео, статьи и т.д., размещенные на сторонних ресурсах. Кроме того, могут быть приведены ссылки на курсы (например, размещенные напортале Codeschool.com). В целом, при желании, конечно, в интерфейсе курса можно найти недостатки, но они компенсируются ссылками на одни из лучших материалов (которые требуют изучения), посвященных изучаемым проблемам, а нередко размещенных на ведущих образовательных порталах или порталах размещения видео, а также популярных сайтах, посвященных технологиям. Поэтому поставим интерфейсу максимальный балл.

Несколько слов об иллюстрациях. Хотя сами шаги и не богаты иллюстрациями. Основная их цель другая – дать базовую информацию, обратить внимание на основное, поставить задачи и предоставить ссылки, по которым можно получить необходимую информацию. А уже сами ресурсы, по ссылкам, как правило, сопровождаются иллюстрациями. Исходя изэтого – максимальный балл.

Сертификация для курса недоступна.

Итак, особенность курса в том, что он подходит для знакомства как с отдельно взятыми технологиями, изучение которых доступно в курсе, так и для комплексного изучения веб-разработки.

Таблица 1. Рейтинг курса «Основы веб-разработки»

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый
балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 0 3 0
      60

Видеокурс «Основы разработки сайтов и веб-приложений»

На портале Microsoft Virtual Academy [4] доступен курс с названием «Основы разработки сайтов и веб-приложений» (см. рис. 2) ориентирован на новичков в области веб-разработки. Отличается широким охватом базовых тем. В частности, слушатели начнут изучение с основ работы интернета, а завершат освоение лекций программированием на стороне сервера. Основная особенность – использование технологий Microsoft (WebMatrix, C#, ASP.NET и др.).

Рисунок 2. Курс «Основы разработки сайтов и веб-приложений»

Рисунок 2. Курс «Основы разработки сайтов и веб-приложений»

Лекции разделены на семь блоков. Автор предлагает начать изучение лекций с рассмотрения как работает интернет – уделяет внимание его истории и общему представлению обазовых технологиях и инструментах (статических и динамических страницах, URL, HTML, текстовых редакторах, WebMatrix, Visual Studio, размещении веб-страниц в интернете идр.). Кроме того, автор показывает процесс установки WebMatrix и рассказывает об облаке Microsoft Azure.

После введения осуществляется переход к исследованию базовых технологий веб-разработки. Второй блок уже посвящен языку гипертекстовой разметки HTML. Вводятся основные понятия (тег, открывающий тег, закрывающий тег, одиночный тег), дается представление о структуре HTML-страницы и основных тегах. Стили и форматирование – тема третьего блока. Слушатели узнают об атрибутах тегов, в том числе style, о «стилевых» файлах, в целом о каскадных таблицах стилей и т.п.

Последующий блок посвящен динамическим страницам. Вводится понятие динамических страниц и рассказывается об их программировании. Показываются простейшая страница на CHTML (C# + HTML) и встраивание кода на C# в HTML-страницу. В свою очередь, при реализации динамических страниц часто используются базы данных. Им и посвящена следующая лекция курса. Слушатели узнают об использовании баз данных в интернете, устройстве реляционных баз данных, разберут пример запроса к базе данных и т.п.

Завершается курс исследованием JavaScript и как общих вопросов, так и специфичных для технологий Microsoft, посвященных «сайтам и страничкам». Автор представляет JavaScript как код, работающий в браузере, приводит примеры его использования. В частности, в одном из примеров разбирается код, реализующий генерацию кода списка HTML, показывается место в коде, которое ответственно за вставку текста в дерево DOM. В заключительной лекции рассматривается ряд общих вопросов. Например, общий дизайн сайта ичто такое основная страница и шаблон страницы. Автор не обходит вниманием и WebMatrix и рассказывает о доступных в этой программе шаблонах, показывает процесс разворачивания приложений в WebMatrix.

В целом курс будет полезен тем, кто хочет получить общее представление о процессе веб-разработки, а также интересуется соответствующими технологиями Microsoft.

Интерфейс видеокурсов Microsoft Virtual Academy основан на собственном движке. Верхняя часть экрана отведена под воспроизведение материалов. Для видео доступны перемотка, выбор качества (для данного курса от 360р до 720 p), кнопка загрузки текущего видео с выбором качества (также от 360р до 720p), выбор скорости воспроизведения (от 1/4 до 2), кнопка управления громкостью, кнопка разворачивания видео на полный экран/сворачивания видео. Для отображения презентаций используется PowerPoint Online (открывается втой же части окна, что и видео).

Сразу под областью воспроизведения видео и отображения презентаций размещаются три кнопки. Первая позволяет получить сводную информацию о курсе, вторая – изучать курс, атретья – загрузить материалы курса (если доступны). Ниже полосы с этими кнопками отображается соответствующее активной кнопке содержимое.

Например, для второй это будут «разделы» с материалами курса. Но движок не лишен и некоторых недостатков. Так, недоступна возможность произвольного перехода из текущего просматриваемого материала (видео, слайд, тест) на другой материал.

Только из текущего можно перейти на один «шаг» (на лекцию или слайд) вперед или назад, что, конечно, вызывает понятные неудобство, если необходимо «прыгнуть» через три лекции. Несмотря на то что отсутствует возможность произвольного перехода на необходимую лекцию, слайд, тест, интерфейс получает максимальный балл, так как предоставляет возможность загрузки видео, слайдов, выбор скорости воспроизведения.

Несколько слов об иллюстрациях. Все лекции курса сопровождаются презентациями, которые содержат рисунки, таблицы и т.п., что улучшает восприятие учебного материала. Презентации, как было сказано выше, открываются в той же части окна, что и видео, в PowerPoint Online, а также доступны для загрузки в формате .pptx. Поставим заиллюстративный материал максимальный балл.

Возможность получить сертификат после успешного прохождения курса отсутствует.

Курс носит вводный характер, затронуты все базовые веб-технологии, которые лежат в основе большинства веб-проектов. Ввиду этого он скорее ориентирован на начинающих ИТ-специалистов.

Таблица 2. Рейтинг курса «Основы разработки сайтов и веб-приложений»

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый
балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 0 3 0
      60

Курс «Перспективные языки веб-разработки» (Академия Microsoft)

В рамках «Академии Microsoft» на портале Интернет-университета информационных технологий представлен курс «Перспективные языки веб-разработки» [5] (см. рис. 3), позволяющий получить представление о новых и актуальных технологиях веб-разработки, таких как HTML5, CSS3, JavaScript (в том числе jQuery) и других. Особенностью курса является наличие материала о программировании трехмерной графики, создании мультимедиаприложений, приемах разработки картографических сервисов, визуализации данных ирезультатов научных исследований, технологии Microsoft Razor.

Рисунок 3. Курс «Перспективные языки веб-разработки» (Академия Microsoft)

Рисунок 3. Курс «Перспективные языки веб-разработки» (Академия Microsoft)

Курс начинается с обзора технологии HTML5. В частности, затрагиваются такие проблемы, как история его создания, совместимость, взаимодействие с браузерами и т.п. За первой лекцией следует и первая практическая работа, которая позволит освоить использование тегов <audio> и <video>, создать приложение для работы с аудио и видео.

Вторая лекция посвящена новым возможностям, которые появились в технологии HTML5. Это создание графики с помощью <canvas>. Также уделено внимание как Canvas 2D, так и3D. Это работа с GeolocationAPI, MathML, SVG. В рамках второй практической работы будет создана галерея изображений. В ходе выполнения практической работы, помимо прочего, используется синтаксис Microsoft Razor, WebMatrix.

Далее следует единственное практическое занятие курса, которое посвящено визуализации научных исследований на основе мультимедийных возможностей HTML5.

Из последующих лекций слушатели смогут получить представление о реализации изображений с помощью SVG (в том числе осуществляется сравнение этой технологии с Adobe Flash), о CSS3, API JavaScript для доступа к картографическим сервисам (Google, Microsoft, Yahoo, ESRI). А две заключительные лекции посвящены новым возможностям MS Internet Explorer и использованию WebMatrix.

Не менее популярные темы выбраны и для остальных практических работ курса. Слушатели познакомятся с визуализацией данных, созданием диаграмм с помощью JQuery ибиблиотеки JIT, работой с большими изображениями в реальном времени с помощью Deep Zoom Composer, реализацией AJAX-приложения (на основе AJAX Control Toolkit), локальным хранением данных (реализация на базе JQuery и WebSQL), работой с базами данных с использованием Microsoft ASP.NET Razor. Две заключительные практические работы посвящены технологиям WebGL и WebKit.

Интерфейс текстовых курсов Интернет-университета информационных технологий включает все необходимые базовые элементы. Имеется возможность осуществлять переход налюбую лекцию из текущей, использовать гиперссылки, открывать актуальный рисунок по ссылке, которые выделены цветом. Этот интерфейс получает максимальный балл, так какон обеспечивает удобную и простую навигацию в рамках курса.

Материалы курса снабжены большим количеством рисунков, которые позволяют улучшить восприятие учебного материала обучающимися. Код выделен особо, специальным цветом, как и формулы, что характерно для текстовых курсов ИНТУИТ. Поэтому поставим курсу максимальных балл за иллюстративный материал.

В случае успешного окончания курса, сдачи экзамена у слушателей имеется возможность получить сертификат. Говоря о статусе сертификации от ИНТУИТ, необходимо отметить, что в ИТ-секторе широкого признания данные сертификаты пока не получили. Но его обладатель показывает потенциальному работодателю, что он ориентирован на самообучение испособен укладываться в необходимые сроки, что характеризует его с положительной стороны.

Курс носит специфический характер и не является вводным. Скорее его можно воспринимать как ознакомительный и при этом учитывать, что он в первую очередь ориентирован натехнологии применения Microsoft.

Таблица 3. Рейтинг курса «Перспективные языки веб-разработки» (Академия Microsoft)

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый
балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 4 3 12
      72

Курс «Перспективные технологии и языки веб-разработки»

Курс посвящен веб-разработке и рассматривает как теоретические, так и практические ее аспекты (см. рис. 4),. В том числе как клиентское программирование (HTML5, CSS3, JavaScript), так и серверное (WebMatrix). В качестве основных инструментов используются Internet Explorer 9 (Developer Tools), Visual Studio Web Developer Express, WebMatrix.

Рисунок 4. Курс «Перспективные технологии и языки веб-разработки»

Рисунок 4. Курс «Перспективные технологии и языки веб-разработки»

Лекции начинаются с рассмотрения структуры веб-технологий. В частности, освещаются базовые теоретические концепции (клиент-серверные технологии, протокол HTTP, безопасность передачи данных HTTP, cookie, клиентские сценарии и приложения, серверные веб-приложения, веб-сервисы, облачные вычисления). Следующие две лекции посвящены HTML5 и CSS3.

Далее следует первая самостоятельная работа, которая призвана познакомить с новыми возможностями Internet Explorer 9 и инструментами разработчика, включенными в него, атакже основными возможностями Microsoft Web Matrix 2. Кроме того, отдельное внимание уделено инспектированию кода HTML и отладке CSS с помощью Internet Explorer 9.

Четвертая лекция посвящена технологиям создания клиентских веб-приложений (JScript, VBScript, Java-апплеты, Action Script, Microsoft Silverlight, XAML, DOM, DHTML), а две последующие – JavaScript и DOM.

Вторая самостоятельная работа позволяет освоить основы JavaScript на практике (автоматизация процесса разметки, добавление интерактивных возможностей, обработка событий, средства разработчика Internet Explorer 9 для JavaScript и др.).

Следующие две лекции и две самостоятельные работы призваны познакомить с новыми возможностями HTML5 и CSS3 как в теории, так и на практике.

Девятая лекция познакомит слушателей с XML и объектной моделью DOM XML, а пятая самостоятельная работа позволит закрепить знакомство на практике (основы синтаксиса, методы контроля содержимого документа с помощью схем и т.п.).

Начиная с десятой лекции осуществляется переход к исследованию серверного веб-программирования. В частности, рассматриваются соответствующие технологии и стандарты (CGI, ASP, ISAPI, WISDL, SOAP, DISCO, UDDI), а также ряд проблем (сценарии, интеграция и взаимодействие в веб, интеграция на основе XML, веб-сервисы). В следующей лекции уделяется внимание реализации приложений на базе платформы .NET, самостоятельная работа позволяет попрактиковаться в разработке серверных приложений с помощью C#.

Двенадцатая лекция посвящена расширенным возможностям ASP.NET MVC3 и механизму визуализации ASP.NET Razor. Сопутствующая самостоятельная работа позволяет напрактике освоить встроенные средства Microsoft Web Matrix 2 и приемы разработки веб-приложений с его использованием, а также познакомиться с синтаксисом Razor.

Последние четыре лекции исследуют специфические проблемы веб-разработки (создание насыщенных веб-приложений, синдикация и агрегирование веб-контента, Web 2.0, создание динамических веб-страниц на клиентской стороне, AJAX, семантический Web, Mashups, безопасность веб-приложений и др.). А восьмая, заключительная, самостоятельная работа призвана познакомить с новыми инструментами безопасности Internet Explorer 9.

Об интерфейсе текстовых курсов ИНТУИТ было сказано выше – ставим максимальный балл.

Курс включает большое количество рисунков, таблиц, которые позволяют облегчить восприятие учебного материала и/или его иллюстрируют. Код выделяется специальным цветом. Поставим максимальный балл.

Возможность получить сертификат имеется, но о его статусе было сказано выше.

Таблица 4. Рейтинг курса «Перспективные технологии и языки веб-разработки»

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый
балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 4 3 12
      72

***

Два курса ИНТУИТ набрали большее количество баллов, что обусловлено возможностью получения сертификатов в случае успешного прохождения этих курсов. В остальном курсы набрали равное количество баллов.

Таблица 5. Итоговый рейтинг курсов

Курс Итоговый балл
Перспективные языки веб-разработки (Академия Microsoft) 72
Перспективные технологии и языки веб-разработки 72
Основы веб-разработки 60
Основы разработки сайтов и веб-приложений 60
  1. Интервью с Ником Шаденом о фронтенде – http://blog.generalassemb.ly/what-is-front-end-web-development; https://twitter.com/nschaden.
  2. Статья «Начало работы с веб» на портале Mozilla Developer Network – https://developer.mozilla.org/ru/docs/Learn/Getting_started_with_the_web.
  3. Видео, посвященное Chrome Developer Tools, на портале Youtube.com – https://www.youtube.com/watch?v=z1TkfcC53G0.
  4. Портал Microsoft Virtual Academy – https://mva.microsoft.com.
  5. Академия Microsoft на портале Intuit.ru – http://www.intuit.ru/academies/companiesn/42/info.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru