Образование в сети: веб-технологии::Журнал СА 01-02.2016
www.samag.ru
     
Поиск   
              
 www.samag.ru    Web  0 товаров , сумма 0 руб.
E-mail
Пароль  
 Запомнить меня
Регистрация | Забыли пароль?
Журнал "Системный администратор"
Журнал «БИТ»
Наука и технологии
Подписка
Где купить
Авторам
Рекламодателям
Архив номеров
Контакты
   

  Опросы
  Статьи

Электронный документооборот  

5 способов повысить безопасность электронной подписи

Область применения технологий электронной подписи с каждым годом расширяется. Все больше задач

 Читать далее...

Рынок труда  

Системные администраторы по-прежнему востребованы и незаменимы

Системные администраторы, практически, есть везде. Порой их не видно и не слышно,

 Читать далее...

Учебные центры  

Карьерные мечты нужно воплощать! А мы поможем

Школа Bell Integrator открывает свои двери для всех, кто хочет освоить перспективную

 Читать далее...

Гость номера  

Дмитрий Галов: «Нельзя сказать, что люди становятся доверчивее, скорее эволюционирует ландшафт киберугроз»

Использование мобильных устройств растет. А вместе с ними быстро растет количество мобильных

 Читать далее...

Прошу слова  

Твердая рука в бархатной перчатке: принципы soft skills

Лауреат Нобелевской премии, специалист по рынку труда, профессор Лондонской школы экономики Кристофер

 Читать далее...

1001 и 1 книга  
19.03.2018г.
Просмотров: 9928
Комментарии: 0
Потоковая обработка данных

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8137
Комментарии: 0
Релевантный поиск с использованием Elasticsearch и Solr

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 8243
Комментарии: 0
Конкурентное программирование на SCALA

 Читать далее...

19.03.2018г.
Просмотров: 5221
Комментарии: 0
Машинное обучение с использованием библиотеки Н2О

 Читать далее...

12.03.2018г.
Просмотров: 5905
Комментарии: 0
Особенности киберпреступлений в России: инструменты нападения и защита информации

 Читать далее...

Друзья сайта  

 Образование в сети: веб-технологии

Архив номеров / 2016 / Выпуск №01-02 (158-159) / Образование в сети: веб-технологии

Рубрика: Карьера/Образование /  Рейтинг

Игорь Штомпель ИГОРЬ ШТОМПЕЛЬ, инженер, системный администратор. Сфера профессиональных интересов – свободное ПО, keepercoder@gmail.com

Образование в сети:
веб-технологии

Все больше приложений размещаются в облачных сервисах. В их основе лежат веб-технологии, а движущей силой являются ИТ-специалисты. Повысить уровень знаний в этой области позволяют онлайн-курсы. Мы выбрали те из них, которые посвящены веб-технологиям, и составили рейтинг

Курсы, вошедшие в рейтинг, имеют разную сложность, реализуют различные подходы в подаче материала. Познакомившись с рейтингом, вы сможете определиться с тем, какой изних на данном этапе вам больше подойдет.

Участники рейтинга

Введение в современные веб-технологии

  • Авторы: А. Кудряшев (к.х.н., доцент кафедры информационные системы Института космических и информационных технологий СФУ), П. Светашков (к.т.н., доцент кафедры информационные системы Института космических и информационных технологий СФУ)
  • Учебное заведение: ИНТУИТ (intuit.ru)
  • Специальность: программист
  • Лекции: 14 лекций, 8 самостоятельных работ
  • Материалы: текст
  • Уровень сложности: специалисты
  • Сертификат: да
  • Адрес: http://www.intuit.ru/studies/courses/603/459/info

Веб-технологии

Веб-технологии

Современные веб-технологии

  • Авторы: А. Несвижский (инженер кафедры «Кибернетика» Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»), В. Рябов (инженер кафедры «Кибернетика» Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»).
  • Учебное заведение: ИНТУИТ (intuit.ru)
  • Специальность: программист
  • Лекции: 17 лекций, 8 практических работ
  • Материалы: текст, презентации
  • Уровень сложности: специалисты
  • Сертификат: да
  • Адрес: http://www.intuit.ru/studies/courses/611/467/info

Наш подход

Для сравнения курсов мы выбрали несколько параметров, а именно интерфейс, содержание, иллюстративный материал, сертификация. Каждый из параметров предполагает присвоение оценки (от 1 до 5), а также каждый параметр имеет свой вес (от 1 до 5). Умножение оценки параметра на его вес дает итоговый балл по нему. Сумма итоговых баллов всех параметров определяет место в рейтинге.

Стоит отметить, что максимальный вес мы присвоили только параметру содержание – 5. На балл ниже был оценен параметр интерфейс – 4. А два оставшихся параметра – иллюстративный материал и сертификация – получили оценку 3.

Курс «Введение в современные веб-технологии»

В рамках Академии Microsoft на портале Интернет-Университета информационных технологий доступен курс с названием «Введение в современные веб-технологии» [1] (см. рис. 1), позволяющий слушателям сформировать общее представление о базовых веб-технологиях. Помимо теоретической части, присутствует и практическая в виде самостоятельных работ.

Рисунок 1. Курс «Основы операционных систем» (Академия Intel)

Рисунок 1. Курс «Основы операционных систем» (Академия Intel)

Лекции разделены на шесть глав. Первая глава с названием «Введение в HTML и CSS» включила в себя три лекции. Из них слушатели узнают о предназначении HTML и CSS, стандартах HTML и XHTML. Познакомятся со структурой HTML-документа. Кроме того, в первой главе дается представление о текстовых элементах HTML (параграфы, заголовки и т.д.). В завершение необходимо выполнить самостоятельную работу, в которой закрепляется структура HTML-документа, показывается процесс подключения таблиц стилей, управление внешним видом с их помощью.

Вторая и третья главы (три лекции) посвящены CSS. Изучаются атрибуты стиля (размеры, цвета, единицы размеров, шрифт, текст и т.д.), механизмы CSS (наследование стилей, селекторы (в том числе атрибутов, класса и т.п., псевдоклассы, псевдоэлементы и другое) и позиционирование с помощью CSS.

Завершает этот блок самостоятельная работа номер 2. Она призвана научить применять элементы HTML (в частности, списки и гиперссылки), свойства CSS, влияющие на процесс навигации на веб-странице (модель отображения, псевдоклассы гиперссылок).

Четвертая глава посвящена работе с таблицами и изображениями. В том числе слушатели познакомятся с табличной и бестабличной версткой. А выполнив самостоятельную работу номер 3, научатся использовать CSS для создания макета страницы.

Предпоследняя глава начинается с рассмотрения сценариев JavaScript и обработки событий с их помощью (самостоятельная работа номер 4), а завершается динамического HTML (DHTML) и объектной модели (DOM). Закрепить приемы динамического формирования документа HTML позволит пятая самостоятельная работа.

В последней главе рассказывается о событиях (объект event), формах HTML и создании формы с динамической проверкой (самостоятельная работа номер 6). Кроме того, уделяется внимание внедрению объектов в документ HTML (на примере технологий Java, AJAX, Flash, SVG, Silverlight). Более подробное знакомство с последней осуществляется всамостоятельной работе номер 7 и 8. А заключительная лекция этой главы посвящена перспективам, расширениям HTML (новые возможности в HTML5, CSS3).

Интерфейс текстовых курсов Интернет-Университета информационных технологий включает все базовые необходимые элементы. Имеется возможность осуществлять переход налюбую лекцию из текущей, использовать гиперссылки, открывать актуальный рисунок по ссылке, которые выделены цветом. Этот интерфейс получает максимальный балл, так какон обеспечивает удобную и простую навигацию в рамках курса.

Несколько слов об иллюстрациях. Материалы курса снабжены большим количеством рисунков, таблиц, которые призваны способствовать лучшему восприятия учебного материала. Код выделен особо, специальным цветом, что характерно для текстовых курсов Интернет-Университета информационных технологий. С учетом вышесказанного – максимальный балл.

Слушателям предоставляется возможность получить сертификат в случае успешного окончания курса. Говоря о статусе сертификации от Интернет-Университета информационных технологий, необходимо отметить, что в ИТ-секторе широкого признания данные сертификаты пока не получили. Но его обладатель показывает потенциальному работодателю, чтоон ориентирован на самообучение и способен укладывать в необходимые сроки, что характеризует его с положительной стороны.

Курс носит вводный характер, затронуты все базовые веб-технологии, которые лежат в основе большинства веб-проектов. Ввиду этого, он скорее ориентирован на начинающих ИТ-специалистов.

Таблица 1. Рейтинг курса «Введение в современные веб-технологии» (Академия Intel)

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 4 3 12
      72

Курс «Веб-технологии» (Академия Parallels-Acronis)

Видеокурс «Веб-технологии» от Академии Parallels-Acronis [2] (см. рис. 2) посвящен базовым сетевым протоколам, принципам работы интернета, а также веб-разработке (сервер иклиент). Курс интересен, актуален, содержит немало специфической информации, основан на богатом опыте авторов.

Рисунок 2. Курс «Веб-технологии» (Академия Parallels-Acronis)

Рисунок 2. Курс «Веб-технологии» (Академия Parallels-Acronis)

Все лекции разделены на девять глав. Первая из них посвящена протоколу HTTP, но начинается она с введения в веб, объяснения соответствующих ключевых понятий (Internet, WWW, гипертекст и т.п.), эволюции гипертекста и URI/URL. Затем происходит переход уже непосредственно к HTTP (заголовки, коды ответа) и другим специфическим вопросам ипротоколам (запросы, cookies, FTP, SMTP, IMAP, POP3).

Две последующие главы призваны помочь в более глубоком понимании веб. В частности, раскрывается процесс аутентификации и уделяется внимание статическому веб (методы парсинга ML-документов, структура HTML-документа, основные теги и др.).

Следующие три главы (10 лекций) посвящены JavaScript. Рассматриваются как общие вопросы (способы включения скриптов, типы данных и т.п.), так и углубленные испецифичные (особенности языка, сборка мусора, управление элементами CRUD, AJAX, JSON, cookies, IndexDB, JS Frameworks, JQuery, Angular JS, HTML5, Django ORM и др.).

В седьмой главе говорится о работе с Node.js и MongoDB. Рассматриваются серверное приложение, трехзвенное приложение и одностраничное асинхронное приложение.

Две заключительные темы: браузерная безопасность и SEO и поиск. В частности, при исследовании безопасности в центре внимания оказываются вопросы основ безопасности, правило безопасности Same origin policy, XSS (Cross site scripting) и т.п. А в лекцих о SEO и поиске уделяется внимание введению и внутренней оптимизации HTML (мета-тэги, микроразметка и т.д.), управлению поисковыми роботами, инструментам для веб-мастеров, работе со ссылками.

Максимальный балл получает интерфейс портала Intuit.ru. Он прост, понятен и удобен. Для воспроизведения лекций используются свой движок и плеер, на нем основанный. Онпозволяет воспроизводить видео с разным разрешением (от 480p до 1920p – прогрессивный формат HDTV) [3]. Данный интерфейс позволяет легко управлять громкостью, отображает время воспроизведения, позволяет раскрывать видео на весь экран, а также предоставляет возможность осуществить переход на любое место видео. Но, к сожалению, лекции курса не сопровождаются аннотацией и кратким описанием.

Иллюстративный материал к курсу доступен в виде презентаций в формате .pdf. Возможность получить сертификат имеется, но о его статусе мы уже сказали выше.

Таблица 2. Рейтинг курса «Веб-технологии»

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 4 3 12
      72

Веб-технологии (Технопарк Mail.Ru Group)

Видеокурс (см. рис. 3) от совместного проекта МГТУ им. Н.Э. Баумана и Mail.Ru Group, который получил название «Технопарк».

Рисунок 3. Видеокурс веб-технологии (Технопарк Mail.Ru Group)

Рисунок 3. Видеокурс веб-технологии (Технопарк Mail.Ru Group)

В курсе 11 лекций. Вначале идет история развития интернета, говорится о тенденциях его развития, веб-приложениях, облачных сервисах и мобильных приложениях. Затем показывается простое веб-приложение и рассматриваются базовые вопросы: адресация, URL, домены, HTML-страницы, гиперссылки, формы. Уделяется внимание протоколам ибазовым технологиям, в частности, TCP, HTTP, DNS.

Следующие две лекции посвящены операционным системам (UNIX, Linux). При исследовании UNIX слушатели узнают о процессах, управлении, переменных окружения, структуре каталогов, правах доступа, работе в Shell. Показывается процесс установки приложений, включая nginx, Apache, MySQL. Предоставляется информация об использовании пакетов (Perl, Python) и виртуального окружения virtualenv. При исследовании работы в Linux слушатели получат навыки эффективной навигации и редактирования в консоли, узнают огорячих клавишах, научатся использовать конвейеры, перенаправлять ввод-вывод, использовать переменные окружения и т.п. Кроме того, показаны примеры использования базовых утилит (ls, pwd, cp, mv, rm, chmod, find, grep, cat, less, kill, ps, top и др.). Слушатели узнают о редакторах vim, nano, научатся устанавливать программы из репозитория и из PyPi, освоят управление процессами с помощью программ, скриптов и демонов, освоят основы удаленного доступа с помощью SSH и копирования файлов (scp, sftp, sshfs, rsync).

Четвертая лекция призвана показать процесс подготовки инфраструктуры. Начинается она с рассмотрения структуры проекта и создания нового Django-приложения. Показывается настройка nginx (работа со статическими файлами, проксирование запросов), настройка Apache (запуск WSGI-скриптов). Рассматриваются вопросы кэширования и балансировки, атакже производительность созданных конфигураций.

Верстке, веб-мастерингу посвящена пятая лекция. В ней показывается работа с HTML, CSS, уделяется внимание JavaScript, DOM, jQuery, AJAX и др. А серверной разработке – шестая. В ней выделены типичные задачи серверной разработки, дается представление о соответствующих языках, о протоколах CGI и WSGI. Рассмотрен ряд специфичных вопросов: запросы GET и POST, хранение данных на клиенте, шаблонизаторы, SSI. Стоит отметить, что вводится понятие фреймворка, MVC, показывается реализация MVC вDjango,

Работа с базой данных и Django ORM рассматривается в седьмой лекции, в которой в том числе затрагиваются и вопросы безопасности (защита от SQL-инъекций). После исследования работы с базой данных предлагается изучить обработку HTTP-запросов и Django Views. Затронут ряд специфических вопросов (использование Django Forms дляобработки входных данных, визуализация данных с помощью представления, генерация ответа в JSON-формате и др.).

Девятая лекция посвящена отображению контента с помощью Django. Так, слушатели познакомятся с процессом выборки данных из базы, QuerySets, ошибкой 404, а также использованием шаблонизатора Django.

Две последние лекции также посвящены Django. В первой показана возможность управления Django-приложением с помощью скрипта, использованием сессий, авторизацией пользователей, middleware, стандартными приложениями (административная консоль, sites и т.п.). Отдельное внимание уделено оптимизации производительности. Взаключительной лекции речь идет об изменении контента. Рассказывается об использовании Django Views для добавления или изменения данных, работе с формами (как в HTML, так и в Django Forms), об отправке форм (HTTP Redirects, AJAX).

Видео лекций размещено на портале Youtube.com, на сайте проекта Технопарк оно встроенное. О преимуществах воспроизведения видео на этом портале нет необходимости говорить. Отметим следующее: на Youtube.com курс доступен в виде плейлиста, что позволяет при просмотре той или иной лекции перейти на любую необходимую. Соответственно, интерфейс курса получает максимальный балл. Кроме того, стоит отметить, что все лекции снабжены аннотациями.

Презентации к лекциям не прилагаются. Иллюстративный материал отсутствует. Также отсутствует возможность получения сертификата.

Таблица 3. Рейтинг курса «Веб-технологии» (Технопарк Mail.Ru Group)

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 0 3 0
Сертификация 0 3 0
      45

Современные веб-технологии

Курс «Современные веб-технологии» создан в рамках «Академии Microsoft» (см. рис. 4), его особенность заключается в том, что в теоретической составляющей он предлагает комплексный взгляд на веб-технологии, а в практической позволяет их применить, реализуя проект «Интернет-магазин».

Рисунок 4. Курс «Современные веб-технологии»

Рисунок 4. Курс «Современные веб-технологии»

Курс начинается с исторических аспектов возникновения и развития интернета и обзора технологий, используемых при создании веб-сайтов и веб-приложений.

После этого введения предлагается познакомиться с созданием статического содержания (HTML и CSS). А завершает этот блок практическая работа 1, которая предполагает разработку макета интернет-магазина с использованием HTML, CSS, инструментов отладки CSS, доступных в Internet Explorer 8.

В частности, в четвертой лекции раскрываются архитектурные особенности проектирования и разработки веб-приложений. После чего на протяжении двух лекций слушатели будут знакомиться с технологией ASP.NET (жизненный цикл веб-страницы, пользовательский интерфейс, MasterPage, динамические компоненты, AJAX, ASP.NET MVC и др.). Блок завершается практической работой 2, в которой показаны возможности создания веб-сайта с помощью ASP.NET на примере развития созданного раннее интернет-магазина.

Следующая большая тема – проектирование баз данных и работа с ними веб-приложения. Этому посвящены две лекции и практическая работа 3. Слушатели получат представление о базах данных, SQL Server ADO.NET, ADO.NET Entities, LINQ, DDD (Data Driver Development). В практической работе 3 показан процесс работы интернет-магазина с базой данных. В качестве СУБД задействована SQL Server 2008.

Далее осуществляется переход к рассмотрению создания динамических веб-страниц. В частности, рассматривается JavaScript, библиотеки ExtJS, Prototype, jQuery, технология Comet, основы работы с веб-службами и веб-сервисами, технология Jasp. Практическая работа 4 призвана закрепить у слушателей понимание работы с динамическим наполнением веб-страниц, в частности, в процессе добавления динамического содержания в проект интернет-магазина (использование библиотек JavaScript, AJAX, отладка и профилирование JavaScript с помощью инструментов разработчика Internet Explorer 8).

Две последующие лекции посвящены созданию RIA-приложений и области их применения, а также веб-разработке. А практическая работа 5 позволяет познакомиться с процессом создания RIA-приложений на практике. Так, будет создана графическая коллекция для интернет-магазина на базе технологии Silverlight Deep Zoom, а также реализован видеоплеер спомощью Silverlight.

Специальным вопросам веб-технологий посвящены заключительные лекции. Слушатели получат более подробную информацию об основах тестирования и отладки приложений (вчастности, HTML-кода, стилей CSS, JavaScript). Уделено внимание и семантическому веб, и микроформатам. Дополнительно практическая работа 7 посвящена применению элементов семантического веб в проекте интернет-магазина.

Освоить применение поисковых технологий в проекте интернет-магазина поможет практическая работа 6. В частности, рассматриваются вопросы реализации визуального поиска вInternet Explorer 8 на базе спецификации OpenSearch.

Две заключительные лекции покажут место веб-разработчика в команде MSF (Microsoft Solutions Framework), а также раскроют основы бизнес-моделей в интернете (в том числе ихклассификацию).

Об интерфейс текстовых курсов Интернет-Университета информационных технологий было сказано выше. Отметим лишь, что ставим максимальный балл.

Теперь об иллюстрациях. Как и предыдущий текстовый курс портала Intuit.ru, этот включает большое количество рисунков, таблиц, графиков, которые позволяют облегчить восприятие учебного материала и/или его иллюстрируют. Код выделен особо, специальным цветом. Кроме того, к лекциям доступны презентации в формате .ppt, в виде архивов вформате .zip. И здесь поставим максимальный балл.

Возможность получить сертификат имеется, но о его статусе было сказано выше.

Таблица 4. Рейтинг курса «Современные веб-технологии»

  Оценка Коэффициент
«Содержание» (С)
Итоговый балл
Содержание 5 5 25
Интерфейс 5 4 20
Иллюстративный материал 5 3 15
Сертификация 4 3 12
      72

***

Ни один из курсов не получил максимальный балл, что обусловлено статусом сертификатов, которые можно получить в случае их успешного прохождения. Лидерство с отрывом трех курсов объясняется отсутствием иллюстративного материала и возможности прохождения сертификации для курса «Веб-технологии» от Технопарка Mail.Ru Group.

Таблица 5. Итоговый рейтинг курсов

Курс Итоговый балл
Введение в современные веб-технологии 72
Веб-технологии (Академия Parallels-Acronis) 72
Современные веб-технологии 72
Веб-технологии (Технопарк Mail.Ru Group) 45
  1. Академия Microsoft на портале Intuit.ru – http://www.intuit.ru/academies/companiesn/42/info.
  2. Академия Parallels-Acronis на портале Intuit.ru – http://www.intuit.ru/academies/companiesn/169/info.
  3. Статья в Википедии, посвященная Full HD – https://ru.wikipedia.org/wiki/Full_HD.

Комментарии отсутствуют

Добавить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

               Copyright © Системный администратор

Яндекс.Метрика
Tel.: (499) 277-12-41
Fax: (499) 277-12-45
E-mail: sa@samag.ru