Рубрика:
Карьера/Образование /
Вектор роста
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Вадим Песков: «Кризис – это идеальное время, чтобы начать ИТ-бизнес»
Немало молодых людей, решивших связать свою жизнь с ИТ, пробуют начать собственный бизнес. Но преуспевают немногие. Как быть молодым ИТ-компаниям, которые находятся на стадии разработки идеи или создания бизнес-плана? Какие сложности могут ожидать их в ИТ-бизнесе? На вопросы «СА» отвечает генеральный директор интернет-агентства «Другая Компания» Вадим Песков
|
Досье |
Вадим Песков – выпускник Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (2011 год), по специальности – физик, системный аналитик.
Работал в ЗАО ЛА «Научная книга», где достаточно быстро вырос из системного администратора до ИТ-директора.
В 2009 году вместе с Евгением Насоновым основал интернет-агентство «Другая Компания», где занимает должность генерального директора по настоящее время. Компания занимается разработкой и поддержкой сайтов, веб- и мобильных приложений (CRM и ERP, личных кабинетов, систем клиент-банк и т.д.).
С 2009 года проводит тренинги и семинары по интернет-маркетингу и разработке крупных проектов для студентов MBA в бизнес-школах, выступает на региональных и федеральных конференциях, а также проводит мастер-классы для клиентов.
В 2013 году открыл отдельный бренд для западного рынка Diffco. |
– Вадим, почему вы, будучи студентом факультета физики, выбрали для себя ИТ-бизнес?
– ИТ я для себя выбрал гораздо раньше, чем стал студентом. Как и многие мои сверстники, я увлекся этим еще в школе. Меня всегда вдохновлял пример успешной карьеры моего дяди в области ИТ. Много лет назад он уехал в США на позицию ведущего разработчика в известную софтверную компанию. К тому же меня всегда не просто увлекал процесс работы с компьютером, но уже в старших классах я задумывался об открытии собственного дела в этой сфере.
– Но учиться пошли на факультет «Физика нелинейных процессов»?
– На тот момент я уже достаточно хорошо понимал, как работает ПО, но мне не хватало знаний в области аппаратного обеспечения и физики процессов, происходящих на этом уровне. Именно поэтому я выбрал классическое физическое образование. Кстати, большое количество ИТ-специалистов вышли именно из математиков и физиков, так как эти науки и лежат в основе ИТ. По прошествии некоторого времени могу честно сказать: будучи студентом университета, я все же делал ставку на работу, поэтому не всегда мог посещать занятия. Но те предметы, которые были важны для моей профессиональной деятельности, я посещал обязательно.
– А чем конкретно вы занимались?
– Я пошел работать обычным сисадмином. Однако уже с первых дней я замечал недостаточную эффективность многих процессов в компании. Я уверен, что большинство сталкиваются с этим в работе. В данной ситуации есть несколько путей: первый – игнорировать это и сфокусироваться только на своей сфере ответственности, второй – взять на себя ответственность и изменить все к лучшему. Я выбрал для себя второй путь и начал действовать. Через какое-то время в организации начали происходить позитивные изменения, и это заметили не только мои коллеги, но и мое руководство – мне начали доверять все более ответственные позиции в компании и постепенно я дорос до должности ИТ-директора.
– А как вы из человека, работающего по найму, стали владельцем собственной фирмы?
– Во время кризиса 2008 года компания, в которой я работал, стала испытывать финансовые трудности, многие амбициозные проекты, курируемые мной, стали сворачиваться, и я почувствовал, что оставаться там бессмысленно. К тому времени я уже накопил достаточно опыта в области управления и хотел реализовать себя в своем собственном бизнесе. На тот момент компанию покидал очень хороший специалист Евгений Насонов, который также задумывался об открытии бизнеса. Так мы основали «Другую Компанию» и уже много лет работаем вместе. Евгений взял на себя всю техническую часть, а я – бизнес-вопросы.
– Получается, ваш стартап заявил о себе прямо в кризис?
– Да, именно так. Кризис – лучшее время для старта. Рынок нуждается в новых, более эффективных решениях. В кризис многие компании задумались над оптимизацией своих маркетинговых бюджетов, а Интернет стал более эффективным инструментом по сравнению с классическими каналами (ТВ, радио, наружная реклама). Мы поняли, что открытие веб-студии в этот момент наиболее перспективно. И мы не ошиблись – наши услуги оказались чрезвычайно востребованными. Конечно, первое время мы работали практически без дохода, но и расходы были минимальными. Постепенно стали нарабатывать репутацию и уже через полгода уверенно стояли на ногах в смысле финансов.
– Но ведь потребовался начальный капитал?
– Подобный бизнес не требует существенных начальных инвестиций, кроме того, есть возможность значительно экономить на инфраструктуре за счет использования современных онлайн-сервисов (Bacemamp, Bitbucket, Trello, Zendesk), в том числе и сервисов онлайн-бухгалтерии (к примеру, Бухгалтерия контур). К тому же мы не ограничены географически и при необходимости можем находить лучших специалистов удаленно и за приемлемые деньги.
– Как вы себя пиарили? Где искали заказчиков?
– Сначала помогали наработанные контакты, первых клиентов можно найти и среди своих друзей и знакомых. А дальше главное – хорошо делать свое дело и эффективно решать задачу клиента, и люди начнут рекомендовать тебя уже своим друзьям и знакомым. Таким образом, мы постепенно наработали базу клиентов, благодаря этому и определенным принципам ведения дел мы уже имели финансовые возможности для покупки рекламы и расширения бизнеса.
– И что это за принципы ведения дел?
– Во-первых, в нашем бизнесе важно говорить с клиентом на одном языке, просто и доступно объяснять ему все технические нюансы, но в то же время не перегружать лишней информацией. Вы должно точно понимать, что нужно клиенту, предлагать ему именно это и не бояться принимать решение за него. Зачастую клиенты не знают точно, чего они хотят, им просто нужен результат. Для этого они обращаются к профессионалам, то есть к нам.
Во-вторых, если хочешь, чтобы твой бизнес развивался успешно, – набирай профессионалов. Крутые проекты делают только крутые специалисты, поэтому не стоит на этом экономить. Если ваш бюджет не позволяет нанимать лучших из лучших, старайтесь создать для сотрудников идеальные условия для работы и самореализации. Многие хорошие специалисты вынуждены работать в неэффективных компаниях на неинтересных проектах, и они только и ждут, когда им предложат что-то стоящее, пусть и за меньшие деньги. Сейчас у нас уже образовался отличный слаженный коллектив, и теперь мы можем позволить себе приглашать новичков и обучать их, делая из них настоящих профессионалов.
В-третьих, необходимо продвигать себя и развивать в профессиональном плане. Мы внимательно следим за событиями в ИТ-индустрии, обязательно присутствуем на всех значимых конференциях и мероприятиях – это не только обмен опытом, но и новые контакты и связи, которые впоследствии преобразуются в новые проекты.
И, в-четвертых, внимательно следите за изменениями рынка, спроса и предложения на различные услуги и технологии, а главное – вовремя под них меняйтесь. Поработав на региональном рынке и поняв его ограничения, мы переключились на федеральные проекты. Cейчас мы осваиваем новое для себя направление в США, открываем офис в Сан-Франциско и развиваем подразделение мобильной разработки.
– С развитием фирмы меняются и клиенты?
– Безусловно, так как с каждым проектом компания растет профессионально, становится способна работать с более крупными клиентами и решать все более сложные задачи. Если в самом начале мы работали на простых проектах для региональных клиентов, то теперь мы в основном работаем для крупных компаний. Среди наших клиентов ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «ГРУППА КОМПАНИЙ «СВЯЗНОЙ», ВГТРК, финансовая группа «ЛАЙФ» и другие. На данный момент большая часть клиентов из России, однако в последнее время растет количество заказов из США и Европы.
– Что бы вы посоветовали тем ИТ-специалистам, кто только собирается открыть свое дело?
– Во-первых, не нужно бояться. Даже если вы не построите успешную компанию, вы получите бесценный опыт и понимание того, как работает бизнес, как осуществляются продажи, выстраиваются взаимоотношения с клиентами, подбираются сотрудники и создается продукт или услуга. Если в случае неудачи вы решите вернуться к работе по найму, то любой здравомыслящий работодатель оценит такого сотрудника и даст вам шанс. А вообще не стоит паниковать и заранее программировать себя на неудачу, в построении бизнеса нет ничего невозможного, многие люди с этим справляются.
Во-вторых, очень важно окружать себя позитивными людьми, которые будут вас мотивировать и давать ценные советы. Такое общение сделает более легким путь к результату и будет придавать сил каждый день.
В-третьих, не стоит пренебрегать советами людей, которые построили успешные компании, надо посмотреть интервью с ними и отметить для себя ключевые принципы их успеха. Стоит прочитать несколько книг. Я бы порекомендовал: Ли Якокка «Карьера менеджера», Ричард Брэнсон «К черту все! Берись и делай!», Карл Сьюэлл «Клиенты на всю жизнь».
В-четвертых, и это самое главное, не стоит ждать идеального момента – идеальный момент сейчас. Нужно просто взять и начать двигаться к достижению своей цели.
Беседовала Ирина Ложкина
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|