Рубрика:
Острый угол /
Острый угол
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
ОКСАНА РОДИОНОВА, журналист «Учительской газеты», специально для «Системного администратора»
Включите геотаргетинг и гиперпоиск И будет вам счастье, развитие и прибыль
Веб-решения для корпоративных сайтов повышают продажи, улучшают имидж фирмы, помогают общаться с партнерами. Однако наши компании не торопятся решать бизнес-задачи с помощью сайтов. Почему?
Весной этого года компания ФБК представила исследование, посвященное использованию интернет-решений в аудиторско-консалтинговых компаниях Наряду с подробными цифрами и фактами, касающимися этой отрасли российского бизнеса, были даны и общие выводы, согласно которым «объемы продаж через Интернет за последние три года утроились и в ближайшие три года должны вырасти еще в два раза». Однако оказывается, сей радужный итог вовсе не означает, что российские фирмы оценили преимущества веб-решений для развития бизнеса. Удивительно! «Две трети компаний признают, что им еще предстоит выяснить, как лучше привлекать клиентов через Интернет, и только четверть считают, что они используют возможности Интернета полностью». Вот эти самые счастливые 25% наверняка знают, что в прошлом кризисном году ИТ-сервисы росли, в то время как рынок интернет-технологий в целом падал!
Веб-решения дают реальный результат – повышают продажи, улучшают имидж компании, помогают эффективнее общаться с партнерами, позволяют потребителям составить позитивное мнение о фирме. Однако многим топ-менеджерам непросто решиться потратить деньги на эти, в общем-то, виртуальные мероприятия. Или деньги тратятся, но небольшие, потому как работа поручается либо студентам, либо своим сотрудникам, наспех переученным под новые задачи.
Известный факт: в конце 2009-го – начале 2010 года резко вырос спрос на дешевые веб-решения, которые окупаются в течение считанных месяцев.
Между тем профессионалы могут предложить фирме не просто отдельные решения, но комплексный интернет-маркетинг. Вот какие инструменты, по мнению компании «Ашманов и партнеры», входят в такой комплекс:
- поисковая оптимизация – продвижение сайта на первые места в поисковых системах по эффективным запросам;
- контекстная реклама – ее показывают в поисковых системах и на избранных сайтах строго тем пользователям, которые интересуют рекламодателя;
- медийная реклама – графическая, нацеленная на формирование устойчивой ассоциации бренда с определенным товаром или услугой.
Есть еще медиа–работа с социальными сетями и тематическими сообществами и вирусный маркетинг – создание «вкусного» контента в виде видеоролика или flash-приложения и размещение его на развлекательных интернет-площадках. Наконец, в комплект входит работа с прессой, то есть интернет-пиар.
|
Рисунок 1. Эволюция корпоративных сайтов (источник – презентация доклада президента компании Individ Романа Овчинникова на конференции «Сайт-2010») |
Все эти вещи, конечно, не новы, однако весьма актуальны. И все они сводятся к одному – чтобы продвигать корпоративный сайт, компания должна его иметь. Ведь привлеченный рекламой человек, который заинтересован в продукции фирмы, по ссылке должен куда-то попасть, где ему расскажут, как эту продукцию купить. Или даже примут заказ. И расскажут, как оплатить его. И каким образом забрать покупку.
Красивая поделка, которая не работает, а просто изредка демонстрируется на пресс-конференциях или совещаниях с партнерами, вряд ли кому-то пригодится. Как правило, на подобном сайте с более-менее симпатичным дизайном, вы найдете лишь рассказ о компании, биографию руководителя и контактный телефон с адресом. Контакты – это, конечно, хорошо, но мало. А что нужно? Каким должен быть корпоративный сайт, чтобы он по-настоящему помогал развивать бизнес?
Встретила в одном из многочисленных блогов, где обсуждаются проблемы интернет-поддержки бизнеса, мнение представителя интернет-агентства Artus Евгения Лернера. Главный фактор эффективности сайта, считает он, – это качество текстов и информации, которую находит посетитель веб-странички. «Уже при первом контакте очень важно донести свое уникальное торговое предложение, чтобы вас запомнили, внесли в список потенциальных поставщиков, а еще лучше – вышли с вами на контакт».
Второй важный фактор, и это логично, своевременное и качественное реагирование на звонки, заявки и другие запросы пользователей. Менее значимый фактор, считает Евгений, – оптимальная рекламная компания, выбор правильных площадок, мест, форматов, организация целевого трафика, то есть увеличение числа посетителей сайта. Это необходимо, но теряет смысл, если не работает первый фактор. Наоборот, столкнувшись с плохим контентом сайта, потенциальный клиент его еще и в «черный список» может внести. Вместе с компанией. Дизайн и функциональность Евгений Лернер поставил на последнее месте, они малозначимы, считает он,если сайт неспособен быть «продажным».
Следующий вопрос: «Любой ли компании нужен сайт»? Генеральный директор агентства «Джетон» Юрий Новосад отвечает на него однозначно: «Да, любой компании необходимо проявлять активность на рынке для поиска новых клиентов и удержания старых. В зависимости от того, чем занимается компания на рынке, необходимы разные инструменты. От величины бизнеса ничего не зависит. Интернет – это демократичная площадка с разными предложениями по стоимости сотрудничества. По сфере деятельности есть отличия в работе с интернет-площадками. Для привлечения внимания потенциального клиента веб-инструменты для продажи, например, продуктов питания будут отличаться от инструментов для продажи недвижимости. Такие интернет-сайты требуют абсолютно разного подхода к маркетинговой активности. На свободном рынке любой компании нужны свои площадки в Интернете. Если компания не стремится быть публичной, она, скорее всего, участник одного из монополизированных и коррупционных рынков, которые, к сожалению, у нас в стране еще присутствуют».
С Юрием трудно не согласится. Кстати, сталкивалась неоднократно с мнением, что для небольших торговых точек типа привокзального киоска собственный сайт – лишняя роскошь. Вспомнила, что когда дочка росла, то за памперсами и детским питанием нужно было ходить в торговый павильон через шумное шоссе, и подумала: был бы сайт у этого павильона с регулярно обновляющимся ассортиментом. Зашел в Интернет – и понял, что есть в продаже, а чего нет, стоит ли планировать визит.
Не могу согласиться и с теми, кто утверждает, что если клиенты фирмы – одни пенсионеры, то сайт фирме не нужен. Во-первых, у пенсионеров есть дети и внуки, а во-вторых, люди в возрасте прекрасно осваивают ИКТ при желании…
С другой стороны, Юрий замечает: «Не рассматривать Интернет как площадку для коммуникаций с рынком могут только те компании, которые работают в узких сегментах или сверхмонополизированных областях. Часто это окологосударственные структуры. Они не стремятся к развитию и конкуренции, предпочитают сидеть тихо и «осваивать» бюджеты. Будущего у таких компаний нет».
|
Рисунок 2. Сотни инструментов продвижения (источник – презентация доклада президента компании Individ Романа Овчинникова на конференции «Сайт-2010») |
Еще один классический пример компании, которой явно не пригодится сайт – торговая фирма с расширенным ассортиментом различной тематики и специфики. Его и представить на интернет-страничке сложно, и удобную поисковую оптимизацию организовать практически невозможно. И, само собой, если компания планирует вести свою деятельность в экзотических странах, где доступ в Интернет запрещен или ограничен, сайт вряд ли ей понадобится.
Если заглянуть на сайты компаний, разрабатывающих веб-проекты, можно увидеть, каким образом задача превращается в решение. Почему это важно? Чтобы понять: сайт заказывается под конкретные бизнес-задачи, иначе эффективности не ждите, деньги будут потрачены зря.
Кстати, специалисты считают, что раздел «Новости» – это вчерашний день. Нужна RSS-лента, которая направит новости о вашей фирме в различные каналы коммуникации и на основные платформы новостной агрегации. А еще нельзя забывать, что на сайте необходима поисковая система, позволяющая быстро добраться до нужной информации. Весьма полезно заиметь технологию геотаргетинга, которая помогает определить географическое положение посетителя сайта по его IP-адресу и показывать ему только ту информацию, которая его может заинтересовать.
Интересная штука – гиперпоиск, она находит в тексте веб-страницы важные объекты и подсвечивает их как справочные гиперссылки. Посетители охотно на них кликают – ведь это не реклама, а полезная справка. С помощью гиперпоиска, считают специалисты, можно повысить число показов страниц на 15-20% за счет дополнительных переходов пользователей.
Итак, резюмируем. Список преимуществ корпоративных сайтов:
- продвижение товаров и услуг с применением технологий Интернета;
- возможность информационной поддержки партнеров и клиентов;
- одновременный доступ к информации большого числа посетителей;
- высокая скорость распространения информации;
- доступ к информации в любое удобное время суток;
- многоуровневая детализация информации;
- возможность реализации поиска, выборки и сортировки информации по различным признакам;
- направленная работа с целевой аудиторией;
- возможность сбора статистики явными и неявными способами;
- анализ интереса различных целевых групп посетителей сайта;
- формирование групп постоянных посетителей и информирование их с помощью списков рассылки;
- возможность контроля эффективности рекламы.
Между прочим, этот список взят из статьи, опубликованной в журнале «Корпоративные системы» десять лет назад. Однако печально на его фоне выглядят результаты уже цитировавшегося исследования сайтов консалтинговых компаний. Увы, большая их часть использует сайт лишь как инструмент информационной политики компании. Причем все 100% опрошенных ведут пассивное информирование клиентов (размещают новости на сайте) и только 46,7% – активное (рассылка новостей). Порядка 80% аудиторско-консалтинговых компаний используют свои сайты для информационного взаимодействия с клиентами. А вот элементом CRM (сustomer relationship management) сайт является лишь для 13% российских аудиторско-консалтинговых компаний, в отличие от западных, где показатель этот выше 46%.
Заместитель директора департамента по связям с общественностью компании ФБК Владимир Светашев комментирует: «Наиболее вероятная причина такой разницы скорее всего заключается в том, что технологии не соответствуют бизнес-процессам консультантов».
Интересные подробности. Организаторы исследования ставят вопрос: «Содержат ли сайты консалтинговых компаний инструменты для взаимодействия с клиентом в современном понимании этого слова? Можно ли через сайт заказать и получить информационно-аналитические материалы, оставить заявку на услугу, получить консультацию и т.д.?».
И получают ответ: «Из тех, кто использует сайт как элемент CRM, имеют на сайте формы:
- для заказа информационных или аналитических материалов – 50,3%;
- для продажи – 29,8%;
- одновременно и то, и другое – 10,1%.
Каждый пятый сайт не имеет средств управления взаимодействиями».
Понятно, что услуги консалтинговых компаний пока не востребованы массовым потребителем, возможно, все еще впереди, но тенденция настораживает. Перемены нужны, и срочно. Выводы, сделанные ФБК в своем исследовании, таковы:
- степень вовлеченности сайтов в бизнес-процессы невысока;
- для 17% аудиторско-консалтинговых компаний модернизация необходима в период не более года, для 80% – в течение 1-3 лет;
- перспективность сектора веб-решений для аудиторско-консалтинговых компаний высока.
И будет им счастье! Главное – не прозевать. Генеральный директор агентства «Джетон» вспоминает, что когда их компания только возникла в 2004 году, один банкир, желающий продавать коттеджи в своем поселке, отверг предложение агентства о продвижении через Интернет: «Сказал, что Интернет – это «большая помойка». В этот кризис банк разорился. Сравнение, конечно, косвенное, но показывает – всегда надо глядеть чуть дальше сегодняшнего дня».
Приложение
Чем больше сервисов, тем лучше
Каким должен быть корпоративный сайт, зависит от специфики бизнеса. Нельзя забывать об эстетической составляющей и удобстве пользования. Качественные иллюстрации способны подчеркнуть достоинства товара, исчерпывающая информация – помочь сделать правильный выбор. Совокупность всех этих параметров в конечном итоге позволяет сайту по-настоящему развивать бизнес. Многие небольшие компании начинают продвижение именно с сайта, а для некоторых это становится единственным инструментом продвижения.
Сайт компании «Русские Навигационные Технологии» существует с 2005 года, сегодня работает уже его четвертая версия. Для взаимодействия с клиентами существует несколько форм обратной связи, через наш сайт можно получить информационные материалы, демо-версии программ, документацию на оборудование, лицензии и сертификаты. Кроме того, в новой версии работает лив-чат, в котором любой посетитель может задать вопрос и сразу получить ответ специалиста. Готовится к запуску форум и корпоративный блог.
В дальнейшем с сайтом будет интегрирована биллинговая система, где клиенты смогут отслеживать состояние личного счета и платежи, можно будет вообще вести электронный документооборот.
Мы считаем, что наличие таких сервисов является важным элементом бизнеса. Наши клиенты покупают не только товар, они покупают отношения, а сайт позволяет наладить их максимально удобно и эффективно, как для заказчика, так и для нас.
Алексей Киселев, аналитик компании «Русские Навигационные Технологии»
Сайт нужен, но не любой
При подготовке к переговорам с любой неизвестной нам компанией, в первую очередь, мы стараемся получить о ней представление через ее корпоративный сайт. Отсутствие корпоративного сайта дает основание предположить, что мы имеем дело с фирмой-однодневкой.
Чтобы корпоративный сайт помогал развивать бизнес, с его первой страницы должно быть понятно, чем компания занимается. Например, целевая аудитория нашего сайта – это технические специалисты, выбирающие ПО для решения своих задач, студенты и преподаватели, ищущие информацию по ГИС-технологиям, менеджеры, принимающие решения о закупке ПО/услуг.
Однако купить ПО через наш сайт нельзя, и мы не планируем развивать это направление, потому что продаём индивидуальные решения, подбор необходимого софта иногда нетривиален. Проекты – тоже «штучный» продукт. Но информацию по всем вопросам там можно получать.
Алексей Ушаков, генеральный директор компании «DATA+»
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|