Автор:
Константин Кондаков
|
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
Чем отличается СТО от CIO? По мнению авторов книги «The effective CIO [1], или Эффективный топ-менеджер ИТ», основная разница – в разделении чисто технических полномочий.
Принято различать несколько уровней того, насколько глубоко и полно ИТ-директор может проникать в финансовую составляющую фирмы.
Начальный уровень характерен для начинающих ИТ-менеджеров, которые, как правило, работают в подчинении более старшего и опытного руководителя в ИТ-подразделении и, как следствие, знают только небольшой участок порученной им инфраструктуры. На этом уровне финансовый участок ИТ-менеджера – это работа с прайс-листами поставщиков «железа» и программных продуктов, а также составление небольших отчетов по этим данным. Например, что-то вроде такой вот сводной таблицы «по серверам» (цены здесь и далее условные).
Сводная таблица «по серверам» (цены здесь и далее условные)
ESX host server |
12255 |
NAS Device |
2200 |
Replacement hardware |
2500 |
Workstations DEV/QA |
23850 |
IT laptop |
1600 |
Webcams |
193 |
Sub total |
42598 |
На следующем финансовом уровне в компетенцию ИТ-директора уже могут входить ВСЕ расходы. Причем часто дается уточнение – все расходы БЕЗ заработных плат персонала или же полностью ВСЕ расходы на содержание отдела информационных систем.
Ситуацию с заработными платами часто выводят за скобки компетенции ИТ-директора, так как, во-первых, эти данные могут носить конфиденциальный характер, и высшее руководство фирмы боится любой утечки этой информации больше, чем каких-то иных секретов фирмы.
А во-вторых, случается, что некоторые сотрудники, которые по штатному расписанию подчиняются ИТ-директору, могут де-факто получать значительно большую заработную плату, чем их начальник. Причины тут самые разные – выслуга лет, переход из другой фирмы очень важного специалиста или банальный бардак в отделе кадров с ситуацией по зарплате. Российская специфика часто вносит свои коррективы. В моей практике был пример, когда по личной протекции генерального директора был взят стажером «младший системный администратор» с начальной заработной платой, значительно превышающей оклад директора департамента информационных систем. Словом, как видим, есть причины скрывать заработную плату сотрудников от руководителей ИТ-подразделений.
На этом этапе вводятся важные определения: ИТ-бюджет, капитальные вложения, операционные расходы и ряд других. Операционные расходы – это стоимость развития или обслуживания части ИТ-инфраструктуры. Например, закупка копировального аппарата является капитальным вложением. В то же время закупка картриджа, бумаги и гарантийное обслуживание данного копировального аппарата относятся к операционным расходам [2].
С точки зрения ИТ-директора, к операционным расходам обычно относят расходы по заработной плате, лицензированию программного обеспечения, на всякую офисную всячину, а также расходы по рекламированию и продвижению продукта. Иными словами, на ту же рекламу можно тратить и 20 долларов, и 20 000 – огромный простор для фантазии.
А вот с капитальными расходами ситуация иная. Ту же копировальную машину невозможно купить ниже определенной стоимости, но любому аудитору, осмотревшему серверное помещение, может быть понятно (хотя бы на глазок), что сколько стоит. Понятно, что все капитальные вложения амортизируются по цене. Амортизация распространяется как на капитальные вложения, так и на операционные расходы – за более подробным описанием я отсылаю к пятой главе книги [3] «Corporate Valuation Modeling: A Step-by-Step Guide».
Иногда линия между капитальными вложениями и операционными расходами достаточно размыта. Основной задачей ИТ-директора является максимизация эффективного использования тех средств, которые выделяются для ИТ, и каждый руководитель находит свои способы этого решения.
Например, в последнее время многие руководители полностью выводят ИТ-инфраструктуру в облака, используя или решения от Microsoft (Office 365), или от Google (Google.docs), или от менее известных, но тем не менее достаточно конкурентоспособных провайдеров.
Это решение осуществить гораздо проще, если нет проблемы миграции почты и документов в облака, и можно начать все «с чистого листа». Благодаря такой политике можно избежать многих начальных расходов на дорогостоящие серверы (читай «капитальные вложения») и их обслуживание и освободить нужный, как воздух, начальный капитал.
Размещение в облаках услуг компании убивает сразу двух зайцев:
- эластичные системы (типа Amazon EC2) позволяют достаточно гибко манипулировать с объемами вычислительной мощности. Например, сегодня, завтра и до конца месяца мы можем работать лишь с шестью серверами. С первого числа открывается новый проект, который будет длиться ровно три недели, для него нам срочно нужно 60 аналогичных, но дополнительных серверов. По окончании проекта мы возвращаемся опять к шести серверам;
- централизованное размещение в одной точке входа (решение SaaS – «Программа как услуга») всех заказчиков позволяет финансовым службам довольно точно собирать деньги за пользование программой, а «нерадивых» отключить можно гораздо быстрее. В предыдущем номере «Системного администратора» (№3/2012) уже частично затрагивалась тема SaaS [4], но полное раскрытие преимуществ такого подхода с финансовой точки зрения еще ждет своего автора.
Если же высшее руководство фирмы считает, что ИТ-директор способен быть самостоятельным и самодостаточным руководителем, то ему раскрывают всю информацию по ИТ-отделу. Грубо говоря, «вот тебе миллион долларов в год» на ВСЕ расходы по содержанию инфраструктуры. Сюда входит абсолютно все: заработные платы, расходы на покупку новых серверов, подписка на программные продукты, оплата веб-трафика и тому подобное. В этом случае ИТ-директор видит абсолютно полную картину всех расходов и может всегда отчитаться о том, сколько денег его отдел «высасывает из фирмы» в течение месяца, квартала или года.
Что касается отношений руководства ИТ с финансами, то они строятся на двух взаимно переплетенных моментах.
Первый. ИТ-инфраструктура – это очень и очень затратное дело. И чем сложнее эта самая ИТ-инфраструктура, тем большие деньги она требует от фирмы. Хотите очень высокопроизводительную базу данных? Получайте Oracle за четверть миллиона долларов. Нужна повышенная надежность? Можно и так, если как минимум удвоить количество всех аппаратных средств (маршрутизаторы, свитчи, менеджеры сетевой нагрузки и т.д.), которые установлены. Подобная дороговизна вынуждает финансовые отделы постоянно ломать голову над тем, как сделать так, чтобы ИТ-отдел не превратился в «слона в посудной лавке» и не потащил вниз фирму. Мне, к сожалению, довелось несколько лет назад работать в компании, которая разорилась просто из-за того, что чрезмерно увлеклась дорогими «игрушками», забыв, что качественное ИТ-оборудование, а также люди, необходимые для его настройки и работы, стоят приличных денег.
Второй. Вся ИТ-организация – это сложное и не всегда понятное дело, особенно для лиц, далеких от компьютеров. Финансовое руководство технологической фирмы просто обязано понимать основные принципы работы Google, причины стоимости Facebook/Cisco, а также почему профессиональный администратор баз данных может стоить, как три (а то и больше!) других сотрудника фирмы. Если этого понимания нет, то системных администраторов понукают «квазигулаговскими» призывами: «вон, купи на рынке маршрутизатор, 500 рублей хватит?» или «в переходе продают какие-то программы по сотне рублей, вот на них и будем работать». Или предлагают «принести из дома свою копию». Может, это и экстремальные случаи, но, к сожалению, они до сих пор встречаются в России.
Но часто даже достаточно серьезные организации не могут не только ответить на вопросы финансовой целесообразности того или иного решения (кто будет платить? как провести через бухгалтерию?), но и не в состоянии поставить правильно вопросы, чтобы обрисовать предметную область.
- Всем ли ясно, какую задачу (проблему) решает предлагаемое решение, и как оно работает?
- Насколько сильны финансовые позиции у поставщика? Какова вероятность того, что фирма, которая нам продала то или иное решение, прикажет долго жить через три – шесть месяцев?
- Сколько будут стоить и насколько просто найти людей, знающих систему? Например, перед тем, как купить крутую и работающую, но списанную телефонную станцию Fuji’s с 95% скидкой по объявлению обанкротившейся фирмы, подумайте, сможете ли вы найти телефонного мастера к ней. Fuji’s не производит телефонных станций с 1999 года.
Кстати, это вопросы не технические, а финансовые, и задавать их должен финансовый руководитель. В крайнем случае ИТ-директор должен дать развернутый отчет финансовому директору по этому кругу вопросов, чтобы заручиться его поддержкой.
Как видим, финансовая сторона ИТ – это непростое дело, в котором много своих подводных камней.
- Eric J. Brown, William A. Yabbery Jr. The effective CIO. – CRC Press, 2010.
- Operating Expenses. Wikipedia – http://en.wikipedia.org/wiki/Operating_expense.
- Corporate Valuation Modeling: A Step-by-Step Guide.
- Горшков С. Полетят ли КИС в облака? //«Системный администратор», №3, 2012 г. – С. 106-107 (http://samag.ru/archive/article/1825).
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
|
|